Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Специфика организации исследовательской деятельности воспитанников учреждений дошкольного образования (из опыта работы воспитателя И.П.Петролай)

Дата: 20 января 2018 в 22:51
СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Петролай Инна Петровна, воспитатель дошкольного образования, государственное учреждение образования «Заширский ясли-сад Ельского района».
Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. И повезет тому ребенку, если живущие рядом с ним взрослые, пробудят в нем познавательный интерес к окружающему миру. При формировании познавательной активности воспитанников исследовательскую деятельность и экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Организация исследовательской деятельности воспитанников учреждений дошкольного образования особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. Основа организации исследовательской деятельности – познавательный интерес, который характеризуют вопросы детей, активное оперирование приобретённым багажом знаний и умений, стремление поделиться с другими новой информацией, эмоционально благополучный фон познавательной деятельности ребёнка (жест, мимика, обмен впечатлениями), регулятивные процессы (сосредоточенность внимания, слабая отвлекаемость), поведение детей при затруднениях.
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность. Дети часто не ждут и не дослушивают ответов на свои вопросы, перебивают взрослого и перескакивают к новым вопросам. Хорошо известно, как любят дети «потрошить» игрушки, стараясь узнать, «что у них внутри». Эти факты часто считают показателем присущей детям дошкольного возраста любознательности.
Взрослый обучает ребенка, сообщает ему разные знания, в том числе доступно и обоснованно отвечает на его вопросы. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности.
Одной из потребностей, лежащих в основе познавательного развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, представлениях.
Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного.
На основании вышеизложенного возникли некоторые противоречия, которые нуждаются в разрешении:
  1. Потребность общества в активных, образованных, одаренных, интеллектуально развитых людях и способности ребенка к развитию.
  2. Признание в теории и практике познавательно - исследовательской деятельности, как деятельности, где активность ребенка направлена на постижение устройства мира и не разработанность приемов по ее организации.
  3. Необходимость определенной познавательно - исследовательской среды как условия эффективного развития познавательного интереса и отсутствие нежелания у педагогов создавать эту среду.
    Выявленные противоречия определили проблему, связанную с развитием познавательного интереса на основе условий организации познавательно - исследовательской деятельности.
 Таким образом, можно сделать соответствующие выводы. Исследовательская деятельность содержит огромный потенциал для формирования у старших дошкольников познавательного интереса. Она обеспечивает постоянную открытость ребёнка к новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем.
Определив научные основы и методики развития познавательного интереса у детей старшего возраста на базе анализа методической литературы по данному направлению я  выработала стратегию деятельности, которая является для меня и моих воспитанников оптимальной и эффективной.
 На первом этапе, организационном моя деятельность была направлена на создание условий.
Наблюдая за деятельностью детей во время прогулок, проводя с ними опыты и эксперименты с различными материалами и предметами, я обратила внимание на то, как в глазах ребят загораются искорки любопытства: сейчас произойдёт что-то интересное и необычное. Эти наблюдения подтвердили убеждения в том, что детское экспериментирование - замечательное средство для познавательного развития воспитанников, так как оно порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы ребёнок мог самореализоваться. Для познавательного развития детей вместе с родителями воспитанников создала в группе уголок познавательной практической деятельности, оснастив всем необходимым оборудованием для определения свойств различных веществ: твердости, мягкости, по сыпучести и вязкости, по растворимости, по цвету, запаху и температуре. Материалы, подлежащие исследованию: пищевые материалы, растворимые ароматические вещества, природные материалы, бросовый материал, бумага разной фактуры и цвета и другие.  При проведении детских опытов и экспериментов детям предоставляю свободу выбора и доступности для исследовательской деятельности. К оформлению и содержанию уголка познавательно- практической деятельности предъявляю требования в соответствии с перечнем средств оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.
Материал, находящийся в уголке познавательной практической деятельности и экспериментирования распределила по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина».
Учитывая полоролевые особенности детей, уголок оснастила оборудованием, которое соответствуют интересам как мальчиков, так и девочек. Создала тематическую подборку книг, соответствующую изучаемым темам и объектам, детские энциклопедии, серия книг «Я познаю мир», плакаты, модели, схемы, настольно - печатные игры, картотеки опытов и экспериментов, картины, иллюстрации, познавательные дидактические игры
 В ходе работы систематизировала методический и практический материал по проблеме, разработала методические памятки, советы для родителей и педагогов.
Уверена, что создание соответствующих предметно-игровых условий в группе и учреждении дошкольного образования является необходимым фактором всестороннего развития ребёнка, помогает повысить качество образовательного процесса.
Образовательный процесс с воспитанниками начала на втором этапе, реализующем.  Работу с детьми проводила по определённой системе, при наличии определённых условий: последовательно и систематически. Образовательный процесс организовывала таким образом, чтобы ребёнок являлся активным участником, а не пассивным наблюдателем.  Всё воспитание и обучение детей строила в личностно-ориентированной модели.  На занятиях и в процессе самостоятельной деятельности воспитанников преподносила не готовые истины, а давала возможность самим исследовать, экспериментировать, наблюдать, чтобы дать возможность прийти к желаемому результату своего исследования.
В обучении воспитанников стремилась использовать педагогические средства:
1. Форма проведения: совместная деятельность взрослого и детей. Это организация режимных моментов в течение дня, развлечения, театрализации, игры, конструирование, прогулки, наблюдения, опыты, экскурсии, чтение
познавательной литературы, самостоятельная деятельность детей.
2. Форма организации: индивидуальная, групповая, подгрупповая.
          3.Методы: словесные: рассказывание, объяснение, чтение художественных произведений, прослушивание аудиоматериалов, игровые ситуации; наглядные: рассматривание иллюстраций, показ воспитателем, наблюдения, просмотр мультимедийных презентаций, видео- и фотоматериалов; практические: дидактические игры, опыты, эксперименты, элементы
театрализации, сюжетные игры.
4. Приёмы: поощрения, сюрпризные моменты, обсуждения, анализ,
формулирование выводов.
В работе с детьми использовала игры-опыты «Вода меняет цвет», «Вулкан», «Секретное письмо»; игры-эксперименты «Что такое вода?», «Что тяжелее?», «Почему твёрдые предметы нельзя сломать руками?», «Испарение воды», «Что такое тепло?», «Почему соломинка оказалась сильной?»;  игры-моделирования «Морское дно», «Каким бывает лес?», «Почему облака разные?», «Формы листьев», «Придумай снежинку»; словесные «Закончи предложение», «Подбери слова», "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?", «Назови как можно больше предметов, которые одновременно твёрдые и прозрачные, твёрдые и мягкие и т.д.», «Я знаю»;  дидактические «Найди отличия», « Природный и рукотворный мир», «Что в круге?»;  строительные игры. Игры заставляют детей думать, сопоставлять, делать выводы, анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями, развивают у них внимание, воображение, память, повышают знания об окружающем мире. Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред?
При знакомстве детей с овощами разработала проект «Наш веселый огород». В ходе реализации проекта проводила с детьми опыты: «Проращивание семян гороха, бобов, овса в ткани», наблюдали за ростом корневой системы лука в воде и в земле, вели дневник, где делали зарисовки, создавали фотокартотеку.
В своей работе использую три уровня реализации исследовательской деятельности по принципу от простого к сложному:
1. Ставлю проблему, намечаю стратегию и тактику её решения, само решение ребёнок находит самостоятельно.
2. Ставлю проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно.
3. Постановку проблемы, поиск методов её исследования и разработку решения ребёнок осуществляет самостоятельно.
Работа с воспитанниками показывает, что самый эффективный для их познавательного развития третий уровень. Ребёнок самостоятельно ищет способ решения поставленных перед ним задач, пробует, ошибается, экспериментирует и получает неожиданный ответ на свои вопросы. Исследовательская активность играет огромную роль в саморазвитии детей, они не просто усваивают информацию, которую даёт взрослый, они активно приносят в этот сложный процесс содержание собственного опыта.
В организации познавательной практической деятельности часто тему исследования подсказывают сами дети. Стоит только не пропустить, что именно им интересно: почему в холодильнике холодно, где растёт пирожное, откуда к нам приходит сыр?
Исследовательская работа «Откуда к нам приходит сыр» заняла первое место в районном этапе республиканского конкурса исследовательских работ детей дошкольного возраста «Я-исследователь»
Результатом исследования являлись сообщения, которые дети готовили и представляли их как на занятии, так и в разных видах детской деятельности. Я побуждала детей задавать вопросы «докладчику», который выступал со своим сообщением. Защита полученного результата - самое важное событие для становления личности ребёнка, которое подчеркивает его значимость. На защиту мы приглашали родителей, педагогов, детей из других групп.
         Существенным итогом моей работы можно считать появление и повышение интереса воспитанников к исследовательской деятельности.
Меня радует то, что я вижу результаты своего труда. Воспитанники коммуникабельные, целеустремлённые, раскрепощённые, умеют свободно общаться со взрослыми и сверстниками. Так же хочется отметить положительное влияние исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребёнка, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Я считаю, что элементарную исследовательскую деятельность необходимо внедрять, уже начиная с младшего дошкольного возраста и видеть перспективу развития познавательного интереса у детей на протяжении всего дошкольного периода.
Отслеживая успехи обучения своих воспитанников в начальных классах, я получаю хорошие отзывы от учителей и благодарность от родителей.

Литература.

1. Учебная программа дошкольного образования/ Министерствообразования Республики Беларусь. — Минск: Нац. ин-т образования, 2012.  – 416 с.

2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 146 «Об утверждении образовательных стандартов дошкольного образования».

3. Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского,
Е. А. Панько. — Минск : Нац. ин­т образования, 2012. — 184 с.

4. Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского,
Е. А. Панько. — Мозырь : Белый Ветер, 2014. — 184 с.

5. Казаручик, Г. Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
 Г. Н. Казаручик. — Минск : Нац. ин­т образования, 2014. — 72 с.

6. Ладутько, Л. К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) :учеб.­метод. пособиедля педагогов учреждений дошк. образования / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. — Минск : Нац. ин­т образования, 2014. — 255 с.

7. Ладутько, Л. К. Удивительный мир природы (от 5 до 6 лет) : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
 Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. — Минск : Нац. ин­т образования, 2014. — 
48 с. : ил.

8. Лобынько Л.В. Современные подходы к процессу образования старших дошкольников /Л.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова. — Минск :ИВЦ Минфина, 2010. — 220с.

9. Никашина, Г.А. Весь мир в игре: игровая модель познавательного развития ребёнка: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования. В 4 ч. Ч.2. Исследователи Вселенной / Г.А. Никашина. – 2-е изд. –Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006. – 84 с.: ил.

10. Петрикевич, А.А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования. / А.А. Петрикевич. –Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008. – 102, [2]с.: ил.

11. Дыбина, О.В. Неизведаное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина (отв.ред.), Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ Сфера, 2005. -192 с. (Серия  «Вместе с детьми».)

12. Стреха, Е.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой: пособие для педагогов учреждений дошк.образования / Е.А. Стреха. – Минск: Нар. асвета, 2012. – 64 с.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.