Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности

Дата: 18 декабря 2019 в 21:03
Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности 
Методические рекомендации в помощь педагогам учреждений дошкольного образования
                                                  Рецензенты:
Проректор по учебной работе государственного учреждения образования «Гомельский областной институт развития образования» О.А.Блажко; начальник учебно-методического отдела дошкольного и начального образования государственного учреждения образования «Гомельский областной институт развития образования» А.В.Мельникова
      Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности / сост. Н.А. Ковтун – Гомель, 2018. – 32 с.  
                                                            ©  
Государственное учреждение образования «Гомельский областной институт развития образования», 2018
Введение
В современных условиях развития общества проблема экономического развития детей, формирования основ экономической культуры как никогда является актуальной. Знание основ экономической культуры с дошкольного возраста служит основой правильного миропонимания, способствует приобретению элементарных навыков ориентировки в экономических явлениях и формированию социально-активной личности, правильному поведению в социуме. Такие экономические качества, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность, присущи людям с развитым экономическим мышлением. 
Важным условием реализации качественного экономического образования является правильная организация образовательного процесса, составной частью которого является экономическое воспитание, благодаря которому ребенку еще с раннего возраста раскрывается окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры. Сложившаяся экономическая ситуация сама указала на объективную необходимость формирования элементов экономических представлений у детей дошкольного возраста.
В сборнике представлены методические рекомендации по формированию экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста: организация специально организованной и нерегламентированной деятельности с воспитанниками. 
Предлагаются практические материалы из опыта работы воспитателя дошкольного образования ГУО «Ясли-сад №5 г.п.Корма» Грищенко Светланы Николаевны по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (конспекты занятий, материалы для организации игровой деятельности детей); педагогов ГУО «Ясли-сад №9 г.Мозыря» по созданию предметно-развивающей среды для формирования экономических представлений у воспитанников. 
Использование этих материалов поможет педагогам формировать у детей экономические представления, расширять кругозор, развивать бережное отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывать положительные черты характера. Ковтун Наталья Алексеевна, методист учебно-методического отдела дошкольного и начального образования Гомельского областного института развития образования
Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
Экономика – это особый мир со своими законами и проблемами. Он сложен, интересен и загадочен, а главное – открыт для всех. Быть вне экономики невозможно. Древние греки экономикой называли искусство ведения домашнего хозяйства. В современной экономической литературе дается более широкое определение: «Экономика – это взаимодействие человека с природой, с окружающей его средой в интересах обеспечения жизненного пространства, существования и развития человека и человеческого общества» [1, с.8]. Экономика учит, как распорядиться имеющимися ограниченными ресурсами для удовлетворения безграничных потребностей людей.
В условиях становления социально ориентированной рыночной экономики в нашей республике особую актуальность приобретает задача повышения уровня экономического воспитания населения и прежде всего – молодого поколения. Анализ мирового опыта свидетельствует, что современный высокоорганизованный рынок предъявляет повышенные требования к социально-экономическому обучению и воспитанию. Рынок – это наиболее строгая оценка результатов труда, высокая ответственность каждого за свою сферу экономической деятельности. По мнению экономистов, фундаментальным признаком рыночных отношений является высокая экономическая самостоятельность субъектов рынка [3, с.11], поэтому подготовка будущего поколения к участию в экономической деятельности и формирование готовности включиться в современные формы рыночных отношений – важная и очень сложная задача педагогики. В условиях рынка необходимо сформировать такие качества, как предприимчивость, деловитость, трудолюбие, профессиональная компетентность, умение быстро адаптироваться к изменяющейся рыночной ситуации, способность к риску, принятию самостоятельных ответственных решений и саморегуляции поведения. Все эти качества закладываются уже в дошкольном детстве, и учреждениям образования принадлежит ведущая роль в подготовке воспитанника как рачительного хозяина личного и общественного богатства, способного рационально использовать ограниченные ресурсы земли, оберегать природу. 
Вопросам экономического воспитания детей дошкольного возраста посвящены работы российских и белорусских авторов (Л.В. Артемова, И.П. Кошманская, А.А. Смоленцева, Л.Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко, Е.Н. Табих, Л.М. Кларина, А.Д. Шатова, Е.А. Курак, С.Д. Галкина и др.).
Ввести ребенка дошкольного возраста в мир экономики необходимо. Детей интересуют очень многие вопросы экономического характера. И чем чаще дети соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Самыми распространенными среди них являются: потребность – возможность, товар – цена, работа – заработанная плата, банк – валюта. Самыми «непонятными» – всё ли можно купить за папину зарплату, почему мама не может купить понравившуюся игрушку, почему дома нет денег.  
Очень часто в речи детей можно слышать слова: реклама, валюта, обмен, бизнесмен, рынок и другие, смысл которых дети не понимают и поэтому употребляют не по назначению. Экономическая любознательность детей закономерна, ведь экономические отношения пронизывают все сферы жизнедеятельности людей и прежде всего быт семьи, где ребенок на каждом шагу сталкивается с экономическими проблемами, обсуждаемыми членами его семьи. Вместе с родителями он ходит в магазин, а иногда и сам делает покупки, приобретая, тем самым, определенный экономический опыт. 
Задача педагогов и родителей – помочь ребенку дошкольного возраста адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь.
А.Д. Шатова полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан предметный мир, облагораживающий жизнь» [5, с.14].
Педагог должен помочь детям правильно осмыслить экономические явления, факты, понятия: научить детей понимать и ценить окружающий материальный мир как результат труда, уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
Механизм формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста представляет собой единство формирования нравственно-экономических представлений, чувств и привычек поведения. Грамотно организованная работа по экономическому воспитанию поможет ребенку развить свои способности и пополнить представления о жизнедеятельности современного общества. В качестве предпосылок экономического воспитания можно выделить ранее полученные представления из области экономики, любознательность и живой интерес, наличие кругозора, высокий уровень понятийного мышления, готовность ребенка к овладению экономическими представлениями. Причем последние должны быть доступны детям и отвечать их интересам и уровню мышления, качествам личности, необходимым в той или иной экономической деятельности и проявляющих себя в игровой и трудовой деятельности воспитанников. 
Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, педагоги решают задачи всестороннего развития личности. Учебная программа дошкольного образования ориентирует педагогов на формирование у воспитанников уже к 6-7 годам элементарных представлений о семейной экономике [4, с.289].
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с экономикой позволяет решать следующие задачи:
  • развивать интерес к познанию экономической картины мира,
потребность узнавать новое;
  • формировать экономический кругозор (компетентность), первоначальные представления и умения, предпосылки экономического мышления;
  • помочь детям освоить базисные представления (экономическое, математическое, экологическое) об окружающем предметном мире, накопить первичный опыт в экономических отношениях;
  • воспитывать этические и деловые качества (бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие, расчетливость, честность, щедрость
и др.);
  • развивать у       детей          самостоятельность,      любознательность,
ответственность, способность творчески мыслить;
  • формировать умения ценить и понимать окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему уважительно.
Формирование основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста осуществляется на определенном программном содержании.
При ознакомлении с деньгами дети узнают, что деньги бывают разными: бумажными (купюры) и металлическими (монеты); что деньги имеют достоинство; узнают, какие деньги имеют хождение на территории нашей страны; что такое валюта. Детям дают понять, что деньги в первую очередь являются средством покупки, платежа; они нужны для удовлетворения потребностей, желаний и нужд человека в условиях рыночных отношений. Кроме того, детям необходимо хорошо усвоить, что деньги зарабатывают взрослые, получают их за свой труд и что очень важно разумно распоряжаться деньгами, делать сбережения.
Дети узнают, что заработная плата родителей, пенсии бабушки и дедушки, стипендии старших братьев и сестер, пособия, которые выплачивает государство семьям, являются доходами семьи. А все то, на что семья тратит деньги – это ее расходы. Доходы и расходы в совокупности составляют бюджет семьи. Есть люди богатые и бедные, но тем и другим нужно быть бережливыми.
У детей дошкольного возраста формируются представления о товарноденежных отношениях, о том, что товар является результатом труда взрослых. Закрепляются представления о местах приобретения разных товаров; о том, что он имеет свою цену, что стоимость товара зависит от его качества, от вложенного в него труда, от спроса и предложения; о том, что оплачивают не только товары (предметы и вещи), но и услуги. Педагог делает акцент на то, что не все можно купить за деньги; здоровье, дружба и любовь не продаются, а они очень важны для любого человека.
Изучая потребности человека, дети получают представления о том, что он как живое существо, подобно животным и растениям, нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище. Без них невозможно или очень трудно существовать в течение длительного времени. Человек удовлетворяет эти первейшие жизненные потребности как из естественных, природных источников, так и с помощью экономики, хозяйства.
Экономические потребности удовлетворяются купленными товарами или оплаченными услугами производителей. Детей знакомят с многообразием потребностей, их зависимостью от возраста и пола человека, его профессии. Акцент делается на необходимости проявления разумных потребностей.
Одна из наиболее сильных человеческих потребностей – это потребность в общении, в друзьях, в развитии своих возможностей и способностей, поэтому человеку необходимо образование, творческое и физическое развитие.
Следует обсудить с детьми вопросы о том, что надо делать, когда они голодны или хотят пить, когда необходимо одеться и умыться, когда хочется играть, рисовать, лепить, послушать сказку, когда нужна помощь, забота, сочувствие и т.д.; поговорить о том, кто может оказать те или иные услуги, проявить заботу, посочувствовать.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста нужно расширять их представления о разнообразии природных и капитальных ресурсов, об их использовании человеком, о способах удовлетворения потребностей. Важно научить детей ценить и понимать окружающий мир предметов как результат труда людей, воспитывать привычку беречь природные богатства - воду, тепло, электроэнергию. Обогащая представления о разнообразии и в то же время ограниченности природных ресурсов своего края, педагог должен подчеркнуть зависимость человека от природы, характера взаимодействия с ней, необходимость рационального и нравственно-экономического использования природных богатств.
Следует обсудить с детьми вопрос о том, откуда берутся продукты питания (из природы – лес, море, поле), кто производит товары, какие капитальные и финансовые ресурсы необходимы для их производства. Особое внимание обращается на необходимость бережного отношения ко всем ресурсам.
Осуществляя знакомство детей с рекламой, педагог помнит, что это определенная информация, которая подается в оригинальной форме и кроме фактов несет в себе определенный эмоциональный настрой. Хорошей рекламе свойственны краткость, образность, привлекательность для зрителя. Детей дошкольного возраста привлекает яркая динамичная картинка, а рифмованные слоганы они хорошо запоминают. Рекламу можно использовать в образовательных целях: формировать представление о ее значении; о профессиях людей, связанных с созданием и распространением рекламы; воспитывать правильное, осознанное отношение к рекламе; привлекать воспитанников к созданию собственной рекламы.
В ходе экономического воспитания следует знакомить детей дошкольного возраста с профессиями – традиционными и новыми, значимостью различных видов труда для человека. Нужно донести до сознания детей, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, необходимы все. Неважно, кто человек по профессии, важно, как он выполняет свою работу, какую пользу приносит людям.
Необходимо формировать у детей представления о полезных навыках и привычках в быту, о важности бережного отношения к вещам, воде, теплу, электричеству; о значимости таких качеств человека, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Многие из них связаны с воспитанием культуры поведения в быту и общей воспитанностью. У детей должно быть сформировано представление о возможности извлекать пользу даже из старых и ненужных вещей.
Специально организованное обучение 
Содержание образования сегодня ориентировано не только на формирование определённых представлений, развитие умений, но и на усвоение ребёнком способов познания, саморазвития, ориентацию в окружающем мире. Процесс формирования элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным, если:
  • будет выбран системно-деятельностный подход в работе по формированию экономических представлений; 
  • образовательный процесс будет строиться на единстве целей, содержания, форм и методов обучения;
  • будет          создана      экономическая    предметно-пространственная
развивающая среда;
  • будет разработана и внедрена технология обучения детей элементарным экономическим представлениям, включающая эмоциональномотивационный, когнитивный, деятельностно-игровой подход.
Занятия по формированию основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста расширяют экономический кругозор, вызывают интерес к экономическим явлениям, расширяют понятийный словарь, воспитывают трудолюбие, бережливость, экономность. Специально организованное обучение, в основе которого находится содержание с элементами экономических представлений, целесообразно проводить в форме занятий-путешествий, занятий-викторин, занятий-игр, занятий-сказок, занятийэкскурсий, занятий-развлечений, занятий-конкурсов, занятий-соревнований. Усвоение ребёнком представлений наилучшим образом происходит при соблюдении принципа системности, комплексности (взаимодополняемости), постепенности и систематичности в усвоении, индивидуализации темпа работы, повторности (цикличности повторения). 
Чтение художественной литературы
Значительное место при ознакомлении детей дошкольного возраста с экономикой отводится сказкам, которые используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др. и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («деньги», «труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).
Сказки, которые могут использоваться в работе с детьми с целью их экономического воспитания:
«Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Толстого;
«Трое из Простоквашино» и «Бизнес крокодила Гены» Э. Успенского;
«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина; «Федорино горе» К.И. Чуковского; русские народные сказки «Теремок», «Лиса и волк»,  венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка» и др.  
Народная сказка воспитывает у детей такие «экономические» качества личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность. На основе известных сказок составляются проблемные ситуации, решение которых способствует развитию у ребёнка логики, творчества, самостоятельности мышления. Сказка обладает социальным, нравственно-педагогическим, обучающим потенциалом, создаёт богатые возможности для развития творческого воображения, познавательной активности ребёнка. Она превращает слушателя из объекта в субъект взаимодействия. 
Авторская сказка, содержанием которой является познавательный материал (экономическая, экологическая сказка), придуманная педагогом или детьми, имеет свою специфику. Она не только развивает личность, творческую сущность ребёнка, акцентирует внимание на необходимых представлениях, но является одним из путей познания действительности. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивы, можно более успешно развивать творческий, интеллектуальный потенциал детей дошкольного возраста. В авторских сказках с экономическим содержанием можно использовать отдельные приемы ТРИЗ, РТВ-технологии: проблемные ситуации, вопросы и задания на развитие самостоятельности, ассоциативности мышления. Погружение в сказочную атмосферу помогает ребенку активизировать собственную деятельность, легко и непринуждённо освоить необходимые представления и умения. В познавательной сказке можно предложить детям не только познавательный материал, но и продумать варианты творческих заданий, которые с успехом можно использовать в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми или во время различных мероприятий развлекательного характера (праздники, развлечения, конкурсы). 
      
Работа с текстами сказок
Сказка А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» Задание: ответить на вопросы:
  • Почему старик по первой просьбе отпускает рыбку?
  • Какой стала старуха после последней встречи старика с золотой рыбкой?      
  • Как повела себя старуха с простыми людьми, когда стала боярыней?
  • Так какая же была золотая рыбка по своему характеру?
  • Почему золотая рыбка не выполнила последнее желание старухи? - Если ты станешь предпринимателем, каким ты будешь?
Русская народная сказка «Морозко». 
Задание: ответить на вопросы:
  • Как жилось падчерице в доме отца?
  • Почему мачеха к ней относилась?
  • Как девица относилась к работе?
  • Зачем мачеха приказала мужу отвезти девушку в лес?
  • Какую награду получила девица от Морозко?
  • Игра «Богатство - это дар».
  • Как разбогатела падчерица?
Сказка С.Маршака «Кошкин дом».
Задание: ответить на вопросы:
  • Какую нужду испытывали котята?
  • Какие возможности были у тети Кошки?
  • Какие «золотые правила» она нарушала, когда отказала котятам в приюте?
Сказка Г.Х.Андерсена «Дюймовочка».
Задание: ответить на вопросы:
  • Почему ласточки улетают в теплые края?
  • Почему Дюймовочка захотела улететь на юг вместе с ласточкой?
  • Каким «золотым правилам» следовала ласточка, когда согласилась взять Дюймовочку с собой?
      
Организация игровой деятельности с детьми с целью экономического воспитания        Использование игровой деятельности наиболее эффективно для усвоения и закрепления детьми дошкольного возраста сложных экономических понятий, формирования        экономической   культуры,      воспитания          положительного взаимоотношения        в        детском      коллективе.         Полученные        экономические представления дети закрепляют в сюжетно- ролевых и дидактических играх в процессе нерегламентированной деятельности. 
В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции, финансовые сделки, банковские операции. Умело организованная экономическая игра способствует развитию познавательной активности, формированию деловых качеств детей. Действительно, интересная игра даже ленивого сделает трудолюбивым, неумелого – умельцем. Такая коллективная познавательная деятельность поможет раскрытию творческого потенциала детей и самореализации их как личности.
Нет такого ребёнка, который не любил бы игр. Феномен игры состоит в том, что являясь, по сути, вначале развлечением, она способна перерасти в обучение. Преимущество игры для ребёнка дошкольного возраста состоит в том, что это практически единственный вид деятельности, где ребёнок может проявить свою инициативу, творческую активность и при этом всегда его действия будут направлены на личностное развитие: на чувства, волю, поведение. Дети, имеющие большую игровую практику в дошкольном учреждении, успешнее адаптируются в школе, легче справляются с жизненными проблемами. Играя, ребёнок удовлетворяет свою потребность быть похожим на взрослого, в игре у него есть возможность реализовать свои фантазии, которые в обычной жизни ему реализовать трудно или даже невозможно. Игра – важное средство умственного развития детей. Представления, которые ребёнок приобретает в процессе игровой деятельности, являются для него более доступными и понятными. 
Не являются в этом смысле исключением игры, в содержание которых заложены экономические представления и понятия. Они способствуют формированию экономического мышления, развитию инициативы и творчества,  воспитанию коммуникативных навыков. Эффективность игры будет достигнута при соблюдении следующих условий:
  • создание предметно-игровой среды, соответствующей модели экономических отношений, имитируемой в игре;
  • акцентирование внимания к экономической сущности отношений путём игровых обращений к исполнителям, соблюдение правил игры;
  • создание игровых групп с учётом интересов и личностных качеств участников, что позволит внести в игру элемент соревнования и партнёрства.
Чтобы игра была эффективной, необходимо соблюдать следующие требования: 
  • экономическое содержание игры должно опираться на реальные представления и умения детей;  сохранять преемственность и восхождение от простых экономических категорий к более  сложным;
  • приблизить игру к реальным экономическим условиям, дать ребёнку возможность реализовать свои потребности.
 В дидактических играх «Хорошо-плохо», «Разрешается- запрещается», «Узнай профессию по трудовым действиям», «Кто что производит», «Можно-нельзя» и др. уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические умения и навыки. Дети дошкольного возраста, совершая различные действия, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность формирования и закрепления экономических представлений.
Игра-викторина «Товары и услуги».
Цель: объяснить детям разницу между товарами и услугами.
Информация: товарами называются вещи, предметы, которые мы используем для удовлетворения своих потребностей. Их можно увидеть, потрогать руками, перенести с места на место, сломать. К услугам относятся виды деятельности, которые могут удовлетворять потребности людей. Услуги оказывают юристы, продавцы, дворники, почтальоны, учителя.
Оборудование: набор карточек двух цветов (например, красная – «товар», зелёная – «услуга»), задания командам.
Ход игры
Формирование игровых команд по 3-5 человек; выдача каждому игроку по две карточки (красная и зелёная).
Педагог зачитывает ситуации, в которых говорится о товарах или услугах. Дети должны поднять соответствующую карточку. За правильный ответ –1 балл; неправильный ответ одного из членов команды – минус 1 балл.
Варианты заданий:
  1. Катя отправила своей подруге письмо по почте (услуга).
  2. Дедушка отнес сапоги в ремонт (услуга).
  3. Новосёлы купили в магазине мебель (товар).
  4. Мама отнесла бельё в прачечную (услуга).
  5. Соседи Новиковы купили в магазине цветной телевизор «Витязь»
(товар).
  1. Валентина Ивановна на осенней ярмарке купила себе овощи и фрукты (товар).
  2. Дима собрался в Минск и купил на железнодорожном вокзале билет (услуга).
  3. Сестра сделала в парикмахерской красивую прическу (услуга).
  4. Папа купил санаторную путевку на Браславские озера (услуга).
  5. Дима и Таня катались в воскресенье на каруселях (услуга).
Подведение итогов: побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Игра-конкурс «Крестики-нолики».
Цель: привитие интереса к экономике, навыков интеллектуального сотрудничества.
Ход игры
  • сформировать две команды: «крестиков» и «ноликов», выбрать капитанов;
  • оформить на доске игровое поле: квадрат из 9 клеток (или на ватмане);
  • определить жребием право первого хода.
Педагог задает вопрос первой команде (например, команде «Х»), и её капитан выбирает игрока для ответа или отвечает сам. Если ответ верный – ставит в любой клеточке «Х» и получает право ответа на следующий вопрос. Если ответ неверный, то право хода переходит к «ноликам». Три крестика
(нолика) подряд – конец игры и приз в три экона. Затем первыми ходят «нолики». И так провести несколько раундов.
Варианты заданий:
Как называется место, где:
  • продают хлеб (булочная);
  • делают причёски (парикмахерская);
  • хранят деньги (банк);
  • продают конфеты (кондитерская);
  • принимают в стирку белье (прачечная);
  • продают обои и посуду (хозяйственный отдел);
  • шьют одежду (ателье);
  • лечат людей (больница);
  • приземляются самолёты (аэродром);
  • смотрят фильмы (кинотеатр);
  • берут книги домой (библиотека);
  • собирают грибы и ягоды (лес);
  • растут разные экзотические растения (ботанический сад);
  • зимой выращивают овощи (теплица);
  • изготавливают мебель (мебельная фабрика);
  • показывают спектакли (театр);
  • катаются на коньках (каток);
  • учат детей (школа);
  • дома готовят еду (кухня); - работают клоуны (цирк); - печатают газеты (типография).
В качестве заданий можно использовать загадки о труде, профессиях, задания о рекламе, товарах и услугах и т.п.
Подведение итогов: побеждает команда, одержавшая больше побед.
Игры-задания экономического КВН
Проблемная ситуация: у друга Карлсона неприятность, банка его любимого вишневого варенья опустела. Как мы можем помочь другу? Купить варенье, а деньги выиграть, участвуя в соревновании Дидактическая игра «Хочу и надо».
Задачи: упражнять в дифференциации понятий «хочу и надо», воспитывать чувство меры в своих желаниях.
Играющие должны поместить эмблему выбора (монетку) над картинкой, изображающую предметы первой необходимости (надо). Обосновать свой выбор.
Дидактическая игра «Семейный бюджет».
Задача: расширить представления детей о разумном распределении средств бюджета семьи.
Играющие обозначают цветными фишками те объекты, которые наиболее значимы для семьи, и те, которые имеют второстепенное значение.
Развивающая игра «Где пригодится?».
Задача: уточнить представления об использовании продуктов питания.
Дети выбирают продукт и проектируют разные блюда (учитывается количество вариантов). 
Дидактическая игра «Поможем сэкономить».
Задачи: расширить представления о «ресурсосберегающей деятельности» и грамотного потребления ресурсов.
Команда по очереди вращает «колесо ресурсов» (вода, свет, электричество и др.). В соответствии с выбранным сектором из набора сюжетных картинок выбирают максимальное количество вариантов.
Блиц-опрос.
Задачи: стимулировать интерес и развивать познавательную активность детей в области экономического представления; приобщать детей к культуре, устному народному творчеству белорусского народа. 
  1. Труд человека кормит, а лень… (портит) – 1 б.
  2. Тот без нужды живет, кто деньги… (бережет) – 3 б.
  3. Каков товар, такова и … (цена) – 1 б.
  4. Какие труды, такие и … (плоды) – 2 б.
  5. Дешево покупается – недолго… (носится) – 4 б.
  6. Денег много, да разума … (мало) – 1 б.
  7. Деньги к деньгам … (льнут) – 5 б.
  8. Работе время, а потехе… (час) – 1 б.
  9. Рабочие руки не знают… (скуки) – 1 б.
  10. Когда рук много, работа… (спорится) – 3 б.
  11. По работе и плата, по товару и … (цена) – 2 б.
  12. Пахать – не руками … (махать) – 1 б.
  13. Работай до поту, так поешь в … (охоту) – 3 б.
  14. Кто рано встает, тому Бог … (подает) – 3 б. Подведение итогов…
Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» на тему «Путешествие в прошлое» старшая группа
Грищенко Светлана Николаевна,  воспитатель
ГУО «Ясли-сад №5 г.п. Корма»
Программные задачи: развивать представление детей о сущности экономических явлений и понятий, экономическое мышление. Воспитывать интерес к экономике, желание помогать и вносить посильный вклад в общую коллективную деятельность. 
Материал: ноутбук, дидактические игры «Экономическая рыбалка», «Производитель и товар», «Бартер», черный ящик, деньги разных стран и достоинств. 
Предварительная работа: цикл бесед «Что такое экономика»; сюжетно – ролевые игры - «Супермаркет», «Монетный двор»; чтение художественной литературы «Бизнесмен Крокодил Гена»; экскурсия в магазин.
Ход занятия
Дети входят в группу и замечают стрелки на полу. 
Воспитатель: Давайте посмотрим, куда они нас приведут (подходим к компьютеру). 
Воспитатель: Ребята нам пришло электронное письмо, давайте прочитаем и узнаем от кого письмо. 
Дорогие ребята!
У нас беда, Братья Гавс отправили нашего дядю Скруджа Макдака с помощью машины времени в прошлое. Теперь он не может отыскать дорогу домой. Только вы ему можете помочь. Перед вами машина времени. Прежде чем ею воспользоваться, снимите «КОД». Желаем вам удачи! И помогите нашему дядюшке. 
Воспитатель: Ребята поможем утятам отыскать Скрудж Макдака? 
Дети: Да. 
Воспитатель достает из конверта 1 знак (вопрос) «Хитрые вопросы», дети отвечают. 
  • Сколько ног у осьминога? 
  • Один ум хорошо, а … лучше
  • Как называется фигура без углов? 
  • Сто иголок имеет, а шить не умеет? 
  • Какое число встречается в сказке ниф-ниф, наф-наф, нуф-нуф? 
  • Сколько орехов в пустом стакане? 
  • Как называются иностранные деньги? 
  • Вспомните сказки, в которых встречаются числа? 
  • Что такое бартер? 
  • Как называется вывоз товара из страны? 
  • Как называется ввоз товара в страну. 
  1. знак (удочка) «Экономическая рыбалка». Дети подходят к озеру и ловят рыбку. На обратной стороне каждой рыбки написано слово. Нужно прочитать и назвать противоположное: дешево – дорого, продавец – покупатель, опт – розница, доход – расход.  
  2. знак (строительные инструменты): игра «Производитель и товар» .
Воспитатель: ребята вам нужно определить производителя каждого товара.  
Дети раскладывают карточки в соответствии с заданием: пекарь – хлеб, булочки; строитель – дом, школа; швея – платье, костюм.  4 знак (книга) 
Воспитатель: это знак обозначает, кто из ребят знает пословицы, поговорки. 
Дети называют пословицы и поговорки:  Деньги легче прожить, чем нажить.  Кто баклуши бьёт - добра не наживёт  Копейка рубль бережёт. 
Честность - лучшее богатство. 
Раз ты бездельник - сиди без денег. 
Деньги не то, что заработано, а то, что с умом потрачено. 
Не деньги нас зарабатывают, а мы их. 
Не сиди на печи - будешь есть калачи. 
Покажи товар лицом. 
5 знак (коробка) 
Воспитатель: Ребята отгадайте, что находится в коробке: их делают из металла и бумаги, у одних людей их много, а у других мало. В разных странах их называют по-разному. Что это? 
Дети: Деньги
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами будем работать в парах. 
Одни дети достают из ящика деньги, другие достают картинку той страны, где эти деньги есть в обращении (евро, доллар, гривна, рубль, крона, ….).
Дети составляют краткий описательный рассказ
Физкультминутка «Три копейки на покупку»
Воспитатель: Ребята мы с вами сняли «КОД» и можем отправляться в прошлое за Скрудж Макдаком. Только нам нужно закрыть глаза и расслабиться. Согласны? 
Дети: Да. 
Звучит музыка
Воспитатель: ребята, мы с вами попали в пещеру к туземцам. Смотрите, они нам оставили письмо. Туземцы не хотят отпускать Скрудж Макдака, пока мы не оставим им что-нибудь взамен. 
Воспитатель: У первобытных людей был металл или бумага для изготовления денег? Чем они могли расплачиваться? 
Дети: Они меняли одни продукты труда на другие, производители натуральный обмен. 
Воспитатель: А в наше время как называется эта сделка? 
Дети: Бартер. 
Воспитатель: Мы с вами тоже поиграем в игру «Бартер».
На столах лежат карточки: «Жилье», «Пища», «Здоровье», «Одежда», «Знание»… .
Воспитатель перемешивает карточки. Выбирая по шесть карточек, каждый ребенок должен посмотреть, каких карточек ему не хватает для комплекта, в котором должно быть шесть разных потребностей человека, найти товарища, у которого есть такая карточка, и договориться с ним об обмене. 
Воспитатель: Молодцы, ребята, а давайте ребята подарим первобытным людям книгу по экономике, тогда они отпустят Скрудж Макдака. Согласны? 
Дети: Да. 
Воспитатель: А вот и Скрудж Макдак.  Проводиться итог занятия.
        
Дидактические игры экономического содержания Грищенко Светлана Николаевна,  воспитатель 
ГУО «Ясли-сад №5 г.п. Корма»
«Кафе «Вкусно и полезно»
Цель: расширять представления детей о потребностях человека в пище, формировать основы экономической культуры личности ребенка, умение сравнивать вкусные и полезные продукты.
Материал: меню с изображением продуктов питания.
Воспитатель «приглашает» детей в кафе. У каждого на столике лежит меню с изображением продуктов питания. Предлагается сделать заказ самых вкусных и полезных продуктов, назвать их и сравнить, какие из них можно часто употреблять в пищу, а какие редко, и почему.
«Туристический поход»
Цель: уточнить представления воспитанников об основных потребностях человека.
Материал: карточки с изображением разных вещей.
Дети делятся на три команды, каждая из которых готовится в поход на юг, на север, в пустыню. Команды могут взять только те вещи, которые будут необходимы им в тех условиях, в которые они попадут.
Вещи, изображенные на картинках, размещаются по всей групповой комнате. Участники команд выбирают то, что, на их взгляд, им нужнее всего. В конце игры команды проверяют друг друга и объясняют свой выбор.
«Предприятия нашего города»
Цель: закрепить представления детей о профессиях, научить устанавливать зависимость между результатом трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать интерес к людям разных профессий, уважительное отношение к ним.
Материал: фотографии с изображением цехов различных предприятий.
Детям раздаются фотографии с изображением цехов предприятий города. Им необходимо назвать предприятие, профессии людей, работающих на нем, и продукцию, которую они производят.
«Товарный склад»
Цель: продолжать учить детей различать товары по их принадлежности к определенной группе (мебель, одежда, обувь, бытовая техника, продукты питания и т.д.).
Материал: карточки с изображением товаров, фургоны с названием магазинов, куда будет развозиться товар: «Обувь», «Одежда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Мебель».
Воспитатель предлагает детям выступить в роли водителей-экспедиторов и развести товар с помощью специальных фургонов по соответствующим магазинам: «Обувь», «Одежда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Мебель». Каждый водитель-экспедитор находит карточки с товаром для своего магазина. Выигрывает тот, кто правильно подобрал товар.
«Советы покупателю»
Цель: учить детей находить выход из экономической ситуации, формировать основы экономической культуры личности ребенка.
Воспитатель приводит детям различные экономические ситуации и просит их разрешить. За каждое правильное решение дается фишка, выигрывает тот, кто набрал максимальное количество фишек.
Ситуация 1. Когда выгоднее покупать шубу: зимой или летом? Почему?
Ситуация 2. На рынок привезли яблоки. Продавцу Свете яблоки доставили свежие, большие, с красными боками, а продавцу Косте яблоки привезли маленькие, зеленые. Цена на них одинаковая. У кого яблоки купят быстрее?
Ситуация 3. Мальчик Миша решил навестить свою больную бабушку и купить ей бананы. В магазине они стоили 3 тысячи, а на рынке — 2 тысячи. Где Миша купит бананы? Почему?
Ситуация 4. Если цены на молоко стали выше, что произойдет с ценами на продукты из него?
Ситуация 5. Когда будут дешевле яблоки и груши: летом или зимой? Почему?
Ситуация 6. На что расход денег будет больше: на покупку машины или билета на поезд?
Игра «Хочу и надо» 
Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на картонке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно. 
Материал: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле. 
Игра «Кто что производит?» 
Цель: подчеркнуть, что для выполнения различных работ необходимы определенные представления и умения. 
Правила: соединить стрелочкой, кто что производит. 
Материал: изображения готовой продукции, людей разных профессий (Повар у плиты. Токарь у станка. Садовод в саду. Художник за мольбертом.
Портной за швейной машиной); карандаш. 
Игра «Кому что нужно?» 
Цель: закрепить представления детей о предметах труда людей разных профессий. 
Правила: разложить карточки в соответствии с профессией человека. 
Материал: карточки с изображениями людей разных профессий (повар, портной, художник, учитель, столяр, врач) и орудий труда (швейная машина, указка, станок, шприц, краски, кастрюля). 
Игра «Купи другу подарок» 
Цель: развивать умение подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка. 
Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену. 
Материал: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета. Игровая ситуация «Бартер».
Цель: сформировать представления о бартере как операции взаимообмена товарами, деньгах как средстве обмена товарами между людьми. Развивать речь, логическое мышление, творчество. 
Содержание: Ребята, давайте вспомним с вами сказки, где герои совершали тот или иной обмен. 
 - Посмотрите, я вам приготовила вот такую интересную схему. К одной стрелке мы будем ставить название сказки, которую вы вспомнили, к другой – какой обмен был совершен в этой сказке.  Игра «Путешествие товаров».
Цель: Раскрыть детям необходимость обмена продуктами труда между людьми; показать, что человек постоянно нуждается в каких-либо товарах.
Развивать речь детей. Логическое мышление, творчество. 
Материал: Карточки-картинки с изображением разных вещей, продуктов питания и др. 
Содержание: Ребята вы любите путешествовать? Во время путешествия люди узнают много нового, интересного, важного.
А как вы думаете, могут ли путешествовать товары? 
Как они это делают? 
Для чего они это делают? Товары тоже путешествуют, только им помогают люди. 
Воспитатель показывает картинки. Дети называют товар и пытаются определить их маршрут. 
Например: с севера на юг на поездах, самолетах, кораблях везут лес, рыбу, пшеницу и другие товары. С юга на север – фрукты, овощи, зерно, то есть то, что на севере не растет. Из города в село – тракторы, машины. Из села – в город – продукты питания (молоко, мясо, овощи, зерно).
Подводя итоги, воспитатель подчеркивает, что люди нуждаются в разных товарах, поэтому товары перевозят по всему миру.   
Создание предметно-развивающей среды для формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста Бычковская Елена Георгиевна, заместитель заведующего по основной деятельности  ГУО «Ясли - сад №9 г.Мозыря»
Создание в учреждении дошкольного образования соответствующей предметно-развивающей среды, которая сочетает региональные условия с экономическим образованием, является необходимым компонентом для формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста. «Так как серая и однообразная предметная среда рождает психологию инфантильной личности, не будит мысль, воображение, желание взаимодействовать с подобной средой, необходимо создать благоприятную развивающую среду, которая стимулировала бы развитие ребёнка, позволяла бы ему проявлять самостоятельность, утверждая себя как активного созидателя» [1]. 
       Алгоритм создания предметно-развивающей    среды с учетом регионального компонента
Оформление стендов и
мини
музеев на базе
учреждения.
Создание развивающей
среды на территории
учреждения.
Создание развивающей
среды в группе.
Создание развивающей среды в группе.
Развивающая среда в группе должна строиться с учетом современных тенденций в экономическом развитии страны, содержать центры для осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста. 
       Схема центров для осуществления экономического     воспитания детей дошкольного возраста
художественно
-
театральный
познавательно
интеллектуального
развития
сюжетно
-
ролевых игр
п
ознавательно
-
практический
физкультурный
конструктивный
Структурные компоненты центра познавательно – интеллектуального  развития 
р
азвивающие
игры
настольно
-
печатные игры
д
идактические
игры
пособия
Данный центр способствуют формированию познавательного интереса детей дошкольного возраста к деятельному познанию окружающего мира и направлены на расширение представления детей дошкольного возраста о процессе создания предметов рукотворного мира; о профессиях людей, связанных с их созданием; об инструментах, используемых ими для работы; о предприятиях страны, производимой ими продукции. В данном центре у детей формируются представления об окружающем мире предметов, их свойствах, назначении, начнут развиваться навыки бережного отношения к окружающим предметам, экономному расходованию материала, безопасного обращения с предметами бытовой техники, обогатятся знания о предметах, позволяющих сохранить свое здоровье.
Структурные компоненты
       конструктивного центра  
модели
готовых построек
крупный и средний строительный
материал, изготовленный из
дерева, пластика
Данный центр необходимо расположить недалеко от игрового, что
способствует   переходу конструирования в        сюжетно     – ролевую игру.      В       процессе конструирования   воспитанники обогатят знания о строительных профессиях, строительной технике, у детей разовьётся интерес к разным постройкам.         Дети усвоят        такие экономические   понятия,     как свойства          и       качества     предметов, экономное расходование материала, бережное отношение        к        орудиям труда, умение доводить начатое дело до конца. 
       Структурные компоненты центра       познавательно – практической                             деятельности
комнатные
растения и
предметы по
уходу
мини
-
огород,
необходимый
инвентарь для
работы
наглядные
пособия
домашние
питомцы и
предметы по
уходу
Данный центр способствует закреплению полученных теоретических знаний на практике, поможет воспитать качества будущего предпринимателя: ответственность, трудолюбие, хозяйственность, бережливость, умение взаимодействовать. Закрепит преставления детей о том, что пища, воздух, вода, тепло, свет – главные условия поддержания жизни людей и всех живых организмов. Необходимо показать детям, что источники пищи, воды, тепла, света не ограничены и нацелить детей на бережное отношение к ним; природа – это первичный источник и главное средство существования людей. 
Структурные компоненты центра
       <sup>                                          </sup>сюжетно – ролевых игр
             
Блок по основам   безопасности
«Водитель автобуса»
«Инспектор ГАИ»
«Шофер»
«Экскурсо вод»
«МЧС»
«День рождения в семье»
«Обед матрешки»
«Профессии моих близких»
«Хочу и надо»
           
 Блок  «Семья»
«Мой дом»
«Семейный бюджет»
«Одевание куклы на          
прогулку»
«Комната куклы Маши»
Блок «Заботимся о            здоровье»
«Поликлиника»
«Аптека»
«Поможем инвалиду»
«Кукла заболела»
«Больница»
«Спортко мплекс»
«На приеме у врача»
Блок «Мы и экономика»
«Инфокиоск»
«Банкомат»
«Рекламное
агентство»
«Рынок»
«Гипермаркет»
«Банк»
 Блок «Наши  потребности»
«Салон красоты»
«Швейная фабрика»
«Рекламное «Молокозавод»
«Дизайнер»
«Ателье»
«Мебельная фабрика»
           
      
быту,
на
экономические
хозяйства;
какие
удовлетворяются
основных
огорода, дачи;
Центр сюжетно-ролевых игр необходимо организовать из серий взаимосвязанных мини - игровых блоков.
Блок      по     основам безопасности является фундаментом для формирования представления       о профессиях людей, обеспечивающих нашу безопасность. Атрибуты к играм, представленным в этом блоке, помогут в работе с детьми по закреплению представлений    о правилах безопасного поведения в окружающем мире (дома, в работе, на      улице, в        лесу, в
непредвиденной ситуации). [2, с. 5].
Блок «Семья» поможет детям усвоить такие понятия      как    экономика,
домашнее хозяйство, а также сформировать представления о следующем:
можно ли обойтись людям без домашнего
потребности       у       людей с          помощью   следующих частей          домашнего          хозяйства:
квартиры, мебели, предметов быта, кухни, сада
какова роль детей в ведении домашнего
хозяйства, и что конкретно они могут сделать. 
У детей сформируются представления о духовной пище, культуре человека, у них сформируются основы эмоционально-положительного
отношения      друг к        другу         и окружающим   людям.       У       детей сформируется представление о том, что труд – необходимое условие жизни каждого человека, а также о том, что  трудиться – это значит иметь возможность не только зарабатывать деньги, но и получать удовольствие. Главное   назначение      отдыха       – восстановление         и       укрепление
здоровья, т.е. работоспособности 
Блок «Заботимся о здоровье» направлен на:
обогащение знаний детей о специфике работы врача; 
воспитание у детей стремления сохранять, поддерживать свое здоровье и
здоровье окружающих; проведение элементов исследовательской деятельности: почему и от чего надо охранять здоровье; почему следует опасаться болезней; почему профессия врача очень важная и ответсвенная; как можно сохранить свое здоровье; почему и как надо заботиться о здоровье пожилых людей и инвалидов.
Блок «Мы и экономика» поможет детям понять, что деньги в первую очередь являются средством обмена, покупки, платежа. Деньги нужны для удовлетворения потребностей, желаний и нужд человека в условиях рыночных отношений [2, с. 15]. 
Экономика – это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги) и как ими распорядиться. При этом отсутствие одного их них делает недееспособным второго.
Дети получат элементарные представления о том, где люди берут деньги и на какие цели их расходуют; что такое товар, обмен, купля, продажа, цена; какие бывают магазины и как вести себя при покупке товара; кому и для чего нужна реклама. У детей появятся представления о разнообразии товара, работе продавца, кассира, порядке совершения покупки, закрепятся навыки культуры поведения в общественных местах. Кроме  того, ребята узнают, что такое бартер, из какого материала могут быть сделаны деньги (в разное время), все ли можно купить за деньги.
Блок «Наши потребности» способствует обогащению представлений детей о работниках лёгкой промышленности, формированию представлений о потребностях человека, воспитанию бережного и разумного отношения к окружающему предметному миру. На базе «Салона красоты» можно провести сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская», «Визажист», «Конкурс красоты» и т.д. Решаются следующие экономические задачи: формирование представлений о потребностях человека, ознакомление с профессиями и орудиями труда, взаимосвязи между представителями разных профессий и т.д.
При этом необходимо дать ребёнку свободу выбора игры, возможность «путешествовать» из одного блока в другой, становиться членом одной или нескольких игр одновременно. Это позволит ему самому осознанно выбрать свою или свои сферы деятельности, познакомиться с нормами и принципами, которым необходимо следовать при выполнении той или иной игры.
Художественно-театральный центр предполагает наличие в группе материалов для художественной деятельности, произведений художественной литературы, различных видов театра.
      
       Виды театров художественно –           театрального центра
 настольный театр  плоскостных фигур
стендовый театр
В
ид
ы
театра
 
театр петрушек
 
театр ложек
 
театр на картонных
         коробках
 
театр бумажных игрушек       
 
театр на воздушных шарах
 
театр пластилиновых или            глиняных кукол
 
театр марионеток
 
театра стаканчиков
<sub>            </sub> 
 
пальчиковый театр
 
театр напёрстков, перстков
Театр помогает вооружить детей представлениями о духовной пище, культуре человека, заложить основы эмоционально – положительного отношения друг к другу и окружающим людям, сформировать этические представления и навыки культурного поведения. 
Каждый вид театра включит в себя широкий       спектр        для    закрепления экономических представлений    детей дошкольного      возраста    о       свойствах
предметов
(деревянный,
пластмассовый), рациональном использовании бумаги         при   изготовлении      продукта   труда; природных богатствах (глине), необходимости их беречь и охранять. С помощью различных видов театра воспитанники познакомятся с понятием «экономия семейного бюджета»: без особых материальных    затрат можно    самостоятельно изготовить необходимые куклы, при этом каждая из которых будет индивидуальна, ни на кого не похожа. Театр, изготовленный своими руками, поможет ребятам понять, влияет ли внешний вид товара и затраты труда на изготовление данной вещи на его цену. При изготовлении театра предложить ребятам создать мини-предприятие, уточнив: зачем нужно согласовывать свои действия с действиями других людей; зачем нужны руководители. В своем сообществе ребёнок должен иметь условия для проявления себя в разных ролях и позициях: командира и подчиненного, генератора идей и творческого исполнителя. Создание развивающей среды на территории учреждения.
Созданная развивающая среда на территории учреждения позволит детям самостоятельно или под руководством воспитателя определить содержание деятельности, наметить план действий, распределить своё время и активно участвовать в процессе экономического образования. 
       Схема развивающей среды для      экономического воспитания детей
        дошкольного возраста на территории          учреждения  
Ф
итогрядка
Цветочные клумбы
и
зелёные
насаждения
Пруд
Огород и уголок
плодово
-
ягодного
сада
         
В рамках развивающей среды необходимо предоставить воспитанникам возможность осуществлять собственные общественно значимые поручения. В процессе подготовки и осуществления заданий дети будут вступать во взаимодействие с другими членами детского коллектива, изучать различные материалы, изучая, таким образом, их качество и способы взаимодействия с ними. 
Длительные наблюдения за деревьями позволят детям познакомиться с особенностями их строения, размножения, потребностями и способами удовлетворения этих потребностей. В процессе трудовой деятельности по уходу за деревьями, у детей сформируются трудовые навыки и умения, желание заботиться об объектах живой природы. Ухаживая за цветочными клумбами, дети приобретут навыки по уходу за растениями, научатся любоваться растениями, беречь прекрасные творения природы, украшающие наши города; уважать труд людей, посадивших цветы для общей радости. 
Дети познакомятся с традициями и обычаями сельских жителей, их бытом, трудовой деятельностью. Макеты домашних животных позволят детям познакомиться с такой отраслью сельского хозяйства, как животноводство. В игровой форме дети уточнят знания о потребности домашних животных, пользе, которую они приносят людям, способах ухода за ними. Коллективный труд поможет воспитать качества будущего предпринимателя. Воспитанники познакомятся детей с типичными растительными и животными обитателями водоемов Беларуси, расширится представление о воде, её свойствах и значении для всего живого на земле. Дети осознают, что вода – бесценный дар природы, источник жизни и здоровья, требующий бережного отношения и рачительного использования.
       Схема  мини – музеев и стендов на         базе учреждения
Мини – музеи
Стенды 
«Волшебное
дерево»
«Волшебный
клубочек»
Эт
нографический
«Маленькие
Берегоши»
«Мозырь
разных
времён
»
«Экономия и бережливость
глазами детей и родите
лей»
 
Реализация идей музейной педагогики в условиях учреждения способствует подготовке детей дошкольного возраста к взрослой жизни через игру. С помощью музейных средств осуществляется приобщение родителей и детей к музейному искусству, формированию патриотизма и нравственноэкономических качеств личности.
Музейная педагогика может быть реализована  посредством:
< >мини – музеев «Волшебное дерево», «Волшебный клубочек» (сформируются у детей сведения об экономике нашей страны, расширятся представления о различных профессиях и взаимосвязях между ними, воспитается чувство любви к родному краю, бережное отношение к результатам трудовой деятельности);
< >этнографического мини-музея (воспитанники познакомятся с историкоэтнографическим наследием, у них будет формироваться уважение к труду взрослых, интерес к истории культуры); стендов «Мозырь современный», «Мозырь будущего», «Мозырь за горизонтом прошлого» (дети познакомятся с предприятиями и  организациями своего города);  стенда «Маленькие Берегоши» (представлены красочные материалы  о правилах экономии, заповеди Берегоши и т.п); стенда «Экономия и бережливость глазами детей и родителей» (могут быть представлены материалы лучшего опыта семейного воспитания по обозначенной теме).  Таким образом, создание развивающей среды для экономического образования детей дошкольного возраста во многом зависит от умения педагогов творчески подходить к организации жизни воспитанников в условиях учреждения дошкольного образования. Решению данной задачи во многом способствует рассматривание проблемы экономического воспитания детей до школы в разнообразных видах деятельности.  
Список использованной литературы:
< >Глазырина,         Л.Д. Экономическое   воспитание          дошкольника: справочные и методические материалы / Л.Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко. – Мозырь: Содействие. – 2006.– 84 с.
< >Грищенко, М.Ф. Мы сами и экономика. Учебно-методический комплекс для детей 5-6– летнего возраста / М.Ф. Грищенко, Т.М. Жогло // Пачатковае навучанне: сям ‘я, дзіцячы сад, школа. – 2002. – №1. – С. 12–19. Табих, Е.Н. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н.Табих. — Мн.: Вышэйшая школа, 2007. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск: НИО, Аверсэв. – 2013. – 416 с. Шатова, А. Дошкольник и…… экономика./ А.Шатова // Обруч. – 1999. – №1.   
Список рекомендованной литературы:
< >Аменд, А. Ф. Взаимодействие школы и семьи в экономическим воспитании детей: метод.рекоменации / А.Ф.Амед. – М., 1981. Архипова, Е. Экономическое воспитание детей (в системе дошкольного образования). / Е. Архипова // Пралеска. – 2000. – №6. – С.12 – 15. 8. Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах. Самара: Корпорация «Федоров», 1995. – 112 с: ил. [Иллюстрации, игровые задания: Т. Проснякова]. В стране Экономика/ сост. Л.И.Жук – Мн., 2001. 128 с. Грищенко, М. Ф. Экономическая культура / М.Ф. Грищенко // Народная асвета. – 2004. – № 1. – С. 51–58. Грищенко, М.Ф. Модель экономической подготовки в дошкольных учреждениях / М.Ф. Грищенко, С.Л. Ковальчук, Т.М. Жогло // Народная асвета. – 2002. – № 3. – С. 42–47. Грищенко, М.Ф. Мы сами и экономика. Учебно-методический комплекс для детей 5-6 – летнего возраста / М.Ф. Грищенко, Е.Г.Якубовская, Т.И.Малютко, И.Н.Никитенко, И.В.Мышковец, Т.М. Жогло. // Адукацыя i выхаванне. – 2002. - №2. – С. 3-22
< >Грищенко, М.Ф. Мы сами и экономика. Учебно-методический комплекс для детей 5-6 – летнего возраста / М.Ф. Грищенко, Е.Г.Якубовская, Т.И.Малютко, И.Н.Никитенко, И.В.Мышковец, Т.М. Жогло // Адукацыя i выхаванне. – 2002. – №1. – С. 47–69.
< >Грищенко, М.Ф. Мы сами и экономика. Учебно-методический комплекс для детей 5-6 – летнего возраста / М.Ф. Грищенко, Т.М. Жогло // Пачатковае навучанне: сям ‘я, дзіцячы сад, школа. – 2002. – №2. – С. 3 –.22. Грищенко, М.Ф. Мы сами и экономика. Учебно-методический комплекс для детей 5-6 – летнего возраста / М.Ф. Грищенко, Т.М. Жогло // Пачатковае навучанне: сям ‘я, дзіцячы сад, школа. – 2002. – №3. – С. 22-34. Гуртова, Е. С. Азбука бережливости / Е.С.Гуртова //Пачатковая школа. – 1996, №3. – С.14-16. Как знакомить детей с денежными единицами // Обруч. 1999. №7. – С.24.
< >Каплан, Л. И. Посеешь привычку, пожнешь характер / Л.И.Каплан. – М., 1996 Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Е.А. Курак. М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с. Липсиц, И. Удивительные приключения в стране "Экономика" / И.Липсиц. – М.,1992.
< >Лобанок, Т.С. Экономика и дети: аукцион (беседы с родителями дошкольников). – Мозырь, 1999.  Лысенко, В. Встречи у гнома Эконома (об экономическом образовании дошкольников). /Открытый урок, еженедельное приложение к «Учительской газете» - 1997. – №15. Машкетова, И. Что мы знаем об экономике? / И.Машкетова // Пралеска. – 2009. – №6. Мельничук, И.А. Практикум по экономическому воспитанию младших школьников. – Брест, 1997 Мельничук, И.А. Экономическое воспитание детей младшего возраста: теория и практика /Весшк Брэсцкага ушверсщета – 1999, №3 Нарушаева, Г. Экономика и дошкольник: актуально ли? /Обруч –1997. – №4. Осшова, М.П. Эканамічнае выхаванне малодшых школьнікаў / М.П. Осшова, I.A. Мельшчук. – Мн., 1998 Отклики на статью Шатовой / Дошкольное воспитание. – 1990. – №2; 1989. – №№ 4, 12. Попова Т.Л, Меньшикова ОИ. И др. Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции… - М.,  1993. Прокофьева, О.О. Мы и экономика. Формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста / О.О. Прокофьева // Пралеска. – 2006. - №7. 31. Райзберг, Б.А. Экономика для детей в играх, задачах и примерах: практическое пособие / Б.А.Райзберг. – М.: «Ось-89», 1998.
< >Рословцева,        И.П. Азбука       Бережливости     для    дошкольников      / И.П.Рословцева. – Мозырь, 2008.
< >Россолько, О.И. Состояние проблемы формирования бережливости у детей в практике дошкольного воспитания. // Новое в профессиональной подготовке будущих учителей школ. – Мн., 1992. Савкусова, Л и др. Экономика и человек: о программе экономического образования дошкольников./ Обруч. – 1999. – № 1. Самохина, А. Научно-методическое обеспечение экономического образования. /Экономика и школа. – 1998. – №2. Селиванова, Н. Царица экономика: программа и занятия. /Пралеска. – 1997. – №10. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176 с. Успенский, Э. Бизнес крокодила Гены / Э.Успенский, И.Агрон. – М.: Изд-во «Самовар», 1993. Шатова, А. Нужно ли и зачем дошкольникам экономическое воспитание / А.Шатова // Дошкольное воспитание. – 1989. – №1 Шатова, А. Нужно ли и зачем дошкольникам экономическое воспитание (продолжение) / А.Шатова // Дошкольное воспитание. – 1994, №8. Шатова, А. Становление начальных ценностных ориентации /А. Шатова // Образование и рынок. 1997, №1 Шведова, И. Азбука экономическая для детей и взрослых / И.Шведова. –  М., 1992.
< >Шведова, И.Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых / И.Ф.Шведова. – М.: Вита-Пресс. 1996.
< >Эканамiчнае выхаванне дзяцей ст. д./у (метадычныя рэкамендацыі)/ склад Гоманава А.А, Жук В. I. – Віцебск, 1994. Экономическая азбука для детей дошкольного возраста / сост. Г.Д.Солдатенко. – Могилев: МОИПК и ПРР и СО, 2000.
< >Экономическое воспитание старших дошкольников // В.И.Жук, И.И.Шарай, И.А.Ситникова [и др.]. – Мозырь: Содействие, 2011. – 88 с.  

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.