Формирование у детей дошкольного возраста певческих навыков (методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей учреждений дошкольного образования)
Савельев Геннадий Владимирович, доцент кафедры акмеологии,
Детское музыкальное исполнительство является важным слагаемым музыкальной культуры ребенка. Дети проявляют склонность к определенным видам музыкального исполнительства. Музыкальный руководитель, воспитатель должен заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Самыми массовыми видами детского исполнительства в дошкольном учреждении являются пение, музыкально-ритмические движения и танцы.
Пение занимает одно из ведущих мест в музыкальной деятельности детей. Некоторые дети начинают петь уже с двух-трех лет. Многие авторы исследований о музыкальном воспитании детей доминирующее значение пения объясняют его особой доступностью для детей. Н. А. Ветлугина отмечает большое воспитательное воздействие пения благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции. Это определение очень точно отражает воспитательную ценность пения. Именно поэтому пению обучают во всех звеньях системы образования: в детских садах, общеобразовательных и музыкальных школах, внешкольных учреждениях. Исполнение песен способствует более яркому и образному их восприятию и углубленному пониманию их содержания. Чтобы ребенок смог петь мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма – то есть основные музыкальные способности. Успешность песенного творчества детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства и настроения, петь чисто и выразительно. К сожалению, серьезным недостатком пения детей в учреждении дошкольного образования является их неумение чисто интонировать мелодию песни. Лишь немногие дети поют чисто в средней группе. Большинство овладевает этими навыками только к старшему дошкольному возрасту. Тем не менее, песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные творческие задания (спеть свое имя, колыбельную или плясовую своей кукле и т. д.).
В процессе обучения детей пению в учреждениях дошкольного образования развитие певческих навыков детей занимает особое место. К сожалению, в практике работы этих учреждений наблюдается немало изъянов в работе по обучению детей пению. При выработке певческих навыков дошкольников важно учитывать наиболее характерные недостатки в пении, которые имеют место в детских садах. Среди детей дошкольного возраста не так уж и много тех, кто являются музыкально одаренными по природе и правильно интонируют мелодии песен. Большинство из них имеют недостаточно развитые музыкальные данные, поэтому неверно интонируют мелодию песни.
Учебная программа дошкольного образования ставит задачу: во время пребывания в дошкольном учреждении через многообразие форм и методов деятельности научить ребенка к началу обучения в школе сформировать умения чисто интонировать мелодию песни. Для решения этой задачи музыкальный руководитель детского сада должен развивать у детей музыкальный слух (звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический). К сожалению, далеко не всегда музыкальные руководители детских садов с первого же музыкального занятия с детьми ведут грамотную, целенаправленную и серьезную работу по развитию музыкального слуха, музыкальной памяти и ритма, а значит, по обучению дошкольников чистому ансамблевому пению.
Следующим недостатком в пении дошкольников является напряженность и крикливость пения. При неправильной постановке и форсировании детского голоса он приобретает неприятный оттенок. В детских садах часто наблюдается такая картина – дети не поют, а кричат или гудят. Нет культуры звучания. Вот почему при решении задачи развития певческих навыков очень важно, чтобы музыкальный руководитель детского сада формировал умения и навыки петь напевно, интонировать мелодично, правильно выговаривать слова песни. Следует обращать внимание на выразительность исполнения песни: естественным голосом, без напряжения, используя правильное дыхание. Брать дыхание нужно между короткими музыкальными фразами.
К сожалению, в работе с детьми не всегда учитываются их музыкальные и вокальные данные, не проводится индивидуальная работа с теми из них, которые поют фальшиво, имеют небольшой диапазон голоса. Все эти обстоятельства следует учитывать, начиная работу с детьми по обучению их пению.
Очень важным моментом в вопросе приобщения детей к пению является правильный подбор песенного репертуара. При этом нужно учитывать воспитательную и художественную ценность песни, яркость и доступность мелодии. Нужно, чтобы в детский репертуар входили разные по характеру песни (веселые и грустные, спокойные и быстрые, лирические и шуточные).
Очень важно, чтобы и тематика песен была разнообразной (о труде и учебе, о родителях и друзьях, о природе и животных). Все песни должны быть посильными для исполнения детьми данной возрастной категории, понятными и доступными им по содержанию.
Одним из главных условий успешного обучения пению является интерес детей к данной песне, желание эмоционально и психологически приблизиться к ее художественному образу. Музыкальные руководители детского сада № 3 г. Речицы Волох О. В. по этому поводу отмечает, что «петь нужно только то, что детям нравится и находит в них эмоциональный отклик. Если песня не нравится детям, никакое самое яркое и выразительное исполнение не поможет. Да и надо ли насильно вселять в их души то, что за несколько занятий так и не нашло в ней отзыва?» Эти слова как нельзя лучше показывают важность и значимость правильного песенного репертуара для детей.
Главная забота музыкального руководителя и воспитателя детского сада при обучении детей пению – охрана детского голоса.
Необходимо учитывать, что детский голосовой аппарат очень хрупкий и нежный, и при небрежном и поверхностном отношении к нему можно нанести непоправимый вред вокальным данным ребенка. Мышцы гортани у детей развиты слабо, а голосовые связки в несколько раз короче, чем у взрослых. Они начинают развиваться только с 7−8 лет и растут до 11−12 лет, а то и позже. Нужно учитывать, что голосовой аппарат ребенка развивается, изменяется и набирает силу. Вот почему современные методики обучения дошкольников пению требуют бережного отношения к детскому голосовому аппарату для его правильного формирования.
В практике работы многих музыкальных руководителей, воспитателей детских садов области обращается внимание на охрану детского голоса, на приучение детей не форсировать голос, а петь без напряжения и крика. Правильное и красивое пение связано с общей музыкальной культурой ребенка и уровнем всей воспитательной работы в детском саду.
Список использованных источников
-
Ветлугина, Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина. – М., 1978.
-
Волох, О. В. Музыкально-эстетическое воспитание и формирование личности дошкольника : методические рекомендации и сборник песен / О. В. Волох. – Гомель, 1995.
-
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте / Л. С. Выготский. – М., 1967.
-
Метлов, Н. А. Музыка – детям / Н. А. Метлов. – М., 1978.
-
Савельев, Г. В. Развитие музыкального восприятия дошкольников /Г.
В. Савельев. – 2-е издание. – Мозырь : Белый ветер, 2006.
-
Савельев, Г. В. Использование музыки на занятиях по развитию речи и творчества детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие : в 2 ч. / Г. В. Савельев. – Гомель : ГОИРО, 2016.
-
Савельев, Г. В. Интеграция искусств в процессе эстетического воспитания детей дошкольного возраста / Г. В. Савельев // Пралеска. – 2015. − № 11.
-
Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека / В. А.
Сухомлинский. – М., 1978.