Петролай Инна Петровна
Воспитатель дошкольного образования высшей категории
ГУО «Заширский ясли-сад Ельского района»
Использование развивающих дидактических игр и наглядных пособий в обучении и воспитании детей дошкольного возраста
«…Дайте же детям играть,
пока игра их радует, влечёт к себе
и вместе с тем приносит им громадную пользу!»
Е.А.Покровский.
В современных условиях общество нуждается в людях, способных самостоятельно и оперативно находить оптимальные пути и способы решения проблем в динамично изменяющихся условиях, обладающих умением нестандартно мыслить, проявлять интеллектуальную инициативу и воздействовать на окружающий мир с целью наиболее глубокого его познания, освоения и творческого преобразования. Именно интеллект и воображение позволяют каждому человеку строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём. Становление такой личности может быть результатом комплексных диалоговых действий с детьми, начиная с дошкольного возраста.
Детство – это период усиленного развития, воспитания и обучения детей. Все мы знаем, что дошкольное учреждение выполняет важную функцию подготовки детей к школе.
Одним из важнейших направлений дошкольного образования на современном этапе выступает обеспечение интеллектуального развития каждого ребёнка как основы формирования активной творческой личности. Активность ребёнка дошкольного возраста, особенно интеллектуальная, рассматривается в качестве главного условия не только освоения им разных видов деятельности, но и выхода за пределы взаимодействия с окружающим миром.
Интеллект – это важное качество психики человека, которое отвечает абсолютно за все сферы жизнедеятельности, поэтому крайне важно начинать его развитие в самом раннем возрасте.
Интеллект дошкольника уже развит до определённой степени, но именно в этот период нуждается в помощи извне, в дополнительных стимулах и заданиях. Таким образом, в своей работе, необходимо выбирать методы и формы обучения наиболее приближённые к естественной детской среде. Всем известно, что игра, являясь простым и близким ребёнку способом познания окружающей действительности должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными представлениями, умениями, навыками.
Используя в своей работе дидактические игры и наглядные пособия, я формирую умение анализировать, сопоставлять, размышлять над какими-либо вещами, обобщать, закреплять, приобретать опыт общения со сверстниками.
Благодаря использованию дидактических игр и наглядных пособий процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребёнка.
Для ребёнка очень важно воспринимать окружающий его мир на практическом опыте, посмотреть, потрогать, послушать и так понять связь между предметами и окружающей действительностью.
Полное обучение и развитие должно опираться на чувственный опыт ребёнка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Основная информация усваивается человеком через зрительное и слуховое восприятие. Зрительная информация воспринимается мгновенно, тогда, как слуховая поступает последовательно и занимает гораздо больше времени. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание. Наглядность является попыткой задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Применяя наглядные средства, мы учим воспитанников видеть главное, систематизировать полученные представления. Использование различных средств наглядности в формировании учебной деятельности дошкольников имеет важнейшую дидактическую роль. Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребёнка, обеспечивает переход от конкретного к абстрактному, увеличивает самостоятельность, активность, формируется положительное отношение к предмету. Всё это расширяет кругозор дошкольников.
Наряду с наглядными средствами применяется опосредованная система дидактических материалов.
Наглядный дидактический материал – это комплексное дидактическое средство, обеспечивающее формирование учебной деятельности в условиях целенаправленного обучения. Он рассчитан на определённое содержание, методы, фронтальные формы организации и обучения, соответствует возрастным особенностям детей.
Использование различных видов наглядности – наблюдение живых объектов, рассматривание предметов, картин, иллюстраций, образцов, использование схем и так далее – способствует осознанному восприятию тех явлений и предметов, с которыми знакомит детей взрослый.
Хочется так же отметить, что применение наглядного материала прививает интерес к получаемой информации, расширяет круг воспринимаемой информации, уменьшает утомляемость и в целом облегчает весь процесс обучения.
Вредным является как недостаточное, так и избыточное применение средств наглядности. Их недостаток приводит к формальным представлениям, а избыток может затормозить развитие логического мышления, пространственного представления и воображения.
Дидактическая игра является ведущим методом обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. она соответствует их возрастным и психологическим особенностям. Это, прежде всего - обучающая игра. С её помощью усваиваются программные представления, формируются умения и навыки. Дидактическая игра не только обучает, но и развивает интеллект, волю, эмоции, способствует развитию познавательных способностей, получению новых представлений, их обобщению, закреплению. Используя разнообразный материал, дидактические игры принято условно делить на три основные вида:
- игры с предметами и игрушками;
- настольно-печатные игры;
- словесные игры.
Применяемые игры-занятия с предметами и игрушками – воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь заниматься в течение некоторого времени каким-то делом, развивают способность подражать взрослому.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. К этому виду занятий относится и рассматривание картинок. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино и др. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. В процессе этих игр дети усваивают и закрепляют представления в практических действиях не с предметами, а с изображениями на картинках.
Словесные игры формируют представления обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. В таких играх воспитанники решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам.
Использование дидактических игр, как метода обучения, повышает интерес к занятиям. Особенно эффективны эти игры на занятиях: ребёнок и природа, ребёнок и общество, элементарные математические представления, развитие речи и культуры речевого общения, искусство.
Воспитанники с огромным удовольствием играют в дидактические игры. В своей работе я использую как приобретённые игры в магазине, так и сделанные своими руками.
Я пришла к выводу, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребёнка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. |
Смолер, Е.И.Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования /Нац.ин-т образования, 2012.-104 с. |
2. |
Никашина, Г.А. Интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учрежений дошк.образования с белорус. и рус. языками обучения / Г.А.Никашина.- Минск: Нац. ин-т образования, 2014. -167 с. |
3. |
Шестилетний ребёнок в семье и учреждении образования: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Панько Е.А. [и др.]; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А.Панько. – Мінск: Нац. ин-т образования, 2016. – 2016 с. |
4. |
Максимук Н. Ещё раз об игре! / Н. Максимук // Пралеска. – 2016. – № 9. – С. 31-33. |