Музыкальный уголок в групповом помещении:
условия организации и использования.
В детском саду в каждой группе есть музыкальный уголок. Все педагоги , работающие с детьми знают, что если использовать музыкальное сопровождение , то занятие или игра пройдёт гораздо веселее и интереснее, чем без музыки.
Для чего нужен музыкальный уголок, каким он должен быть и как его использовать в повседневной жизни детей?
Музыкальный уголок - это место, где дети познают музыку и её красоту. Содержание музыкального уголка поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и укрепить психическое и физическое здоровье малышей, позволяет выявить творческие способности каждого ребёнка, развивать эстетический вкус, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.
Размещение музыкального уголка и музыкальных инструментов воспитатель может выбрать сам, соблюдая правила:
- доступность оборудования музыкального уголка;
- разнообразие оборудования;
- учёт возрастных особенностей детей;
- эстетичность оформления музыкального уголка и его оборудования;
- возможность переноса оборудования в другие места;
Музыкальный уголок разделяется на уровня:
верхний уровень - для воспитателя.
Размещают инструменты, которые используются детьми дозированно (металлофон) и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя при соблюдении санитарно-гигиенических норм (дудочки, губные гармошки).
нижний уровень - для детей.
Шумовые/ударные: барабаны, бубны, деревянные ложки, треугольники и т.д.
Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкальной зоне, вносить новое оборудование.
В музыкальных уголках должны находиться :
- Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – это
- мягкие игрушки;
- мягкие музыкальные игрушки;
- куклы - неваляшки,
- образные музыкальные "поющие" или "танцующие" игрушки (собачка, котик, петушок, зайка и т.п.)
- Образные пособия — это
1) Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают)
2) Музыкально — дидактические игры: настольно-печатные музыкальные игры на развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, на закрепление программного материала.
Музыкально – дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание играть, петь и слушать музыку.
3) Иллюстрации
- пособия типа «Лото»: карточки с нарисованными или наклеенными на них картинками
(н-р, изображение различных музыкальных инструментов: барабан, колокольчик, дудочка, металлофон и т.д.)
- всевозможные картинки:
- книжки-малютки «Мы поем»,
- музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации,
- иллюстрации по теме «Времена года»,
- иллюстрации из «Музыкального букваря»,
- иллюстрации музыкальных инструментов,
- ноты,
- картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах,
- альбомы «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях,
- альбомы для рассматривания «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира»,
- графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений.
- Неозвученные детские музыкальные игрушки и инструменты, или бутафорские музыкальные инструменты — игрушки (что это такое?) - это
- неозвученные плоскостные музыкальные инструменты изготовленные из плотного картона или тонкой фанеры, которые предназначены для создания игровых ситуаций, при которых дети, фантазируя, представляют себя музыкантами, играющими на музыкальных инструментах (н-р, макеты домры, пианино, гармошки, балалайки и т.д.).
- альбом песен с иллюстрациями из репертуара группы, причем каждая картинка должна отражать содержание определенной песни
- Озвученные музыкальные инструменты и игрушки, которые подразделяются на 4 типа в зависимости от их звучания:
1) игрушки-инструменты со звуком неопределённый высоты (н-р, бубны, погремушки, барабаны, маракасы, колокольчики маленькие и большие, бубенчики, и др.)
2) игрушки-инструменты, издающие только один звук (н-р, свистульки, дудочки, рожки, свирель, пищалки, свистки, саксофоны и др.)
3) игрушки-инструменты с фиксированной мелодией (н-р, органчики, шарманки, музыкальные шкатулки и т.д.)
4) игрушки-инструменты с диатоническими и хроматическими звукорядом для творческого музицирования (н-р, металлофон, ксилофон, гармошка, детское пианино, и т.д.)
- Самодельные шумовые и ударные музыкальные инструменты.
1) всякого рода шуршунчики (различная бумага: целлофан, пергамент, газета и т.д.);
2) шелестящие инструменты:
а) скорлупки, жёлуди, фасоль, насыпанные во всевозможные коробочки типа «киндер-сюрпризов»;
б) металлические баночки разных размеров, которые могут образовать семейство барабанов;
в) всевозможные браслеты, с нанизанными на нитку пуговицами, бубенчиками,
скорлупками, которые надеваются на запястья, рогатки с ниткой и нанизанными на неё пробками от газированной воды и т.д.
- Технические средства
Желательно в каждой группе иметь магнитофон и оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром (диски с записью детских песен, народной и классической музыки, голосов птиц и животных, шумов природных явлений и воды, русских народных сказок и сказок мира, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок). Фонотека помогает глубже развивать музыкальный слух детей и приобретать музыкальные знания, обеспечивает всестороннее развитие личности каждого ребенка. В этом случае педагог сможет удовлетворить возникшее у детей желание послушать музыку, поплясать, попеть или просто поиграть.
Самостоятельная музыкальная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объёме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребёнок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.