Одаренность в любом виде деятельности – явление психическое, являющееся личностным свойством человека. Ученые называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей, определяемый конечным результатом и темпом развития.
Существующие методики развития способностей основаны на 4 педагогических теориях. Сторонники первой теории считают, что решающую роль в развитии способностей играют природные задатки. К музыкальным физиологическим задаткам одаренности можно отнести: длину, толщину и эластичность голосовых связок; объем легких, тембр голоса и т.д.
Вторая теория совсем не принимает термин «одаренность», утверждая, что формирование развития возможно через увеличение их использования. То есть, чем больше и чаще заниматься музыкой (любым видом деятельности), тем выше результат музыкального развития.
Третья теория – это теория постепенного развития и преобразования генетически заложенных в организме задатков, причем в заранее предопределенном темпе и с заранее запрограммированным результатом.
Но самой справедливой теорией развития музыкальных способностей является теория, в основе которой лежит мнение о том, что для развития музыкальных способностей имеет большое значение как генотип (наследственность), так и взаимодействие с окружающей средой (развивается ребенок в музыкальной среде или нет). А, кроме того, имеет важное значение возраст, в котором началось музыкальное воспитание и обучение, и уровень образованности и компетентности музыкального руководителя.
Музыкальные способности у детей проявляются по-разному. У одних – очень рано (уже на первом году жизни) и развивается легко и быстро. У других детей – позднее (в четырех-, пятилетнем возрасте, в меньшей степени – позже) и развивается труднее и медленнее. Раннее проявление способностей не всегда свидетельствует об одаренности, так же как и отсутствие проявления таковых в раннем возрасте не всегда является показателем их отсутствия. Известно, что успеха порой добивается не тот, у кого способности выше, а тот, кто имеет силу воли, веру в себя и огромное трудолюбие. Часто родители задают такой вопрос: «Стоит ли развивать музыкальные способности ребенка, если они не проявляются?» Однозначно, стоит. Даже если ребенок в будущем не будет профессиональным музыкантом, занятия музыкой помогут развить мышление ребенка, интеллект.
В структуре музыкальности важны 3 составляющих: ладовое чувство, музыкально – слуховые представления и чувство ритма. Все три составляющие понятия «музыкальность» теснейшим образом связаны между собой. И если одна из способностей отстает в развитии, она может тормозить развитие другой. Если же одна из них преобладает, она способствует развитию и других.
Очень важно в самом раннем детстве заметить музыкальность ребенка. На ранних ступенях развития музыкальная одаренность может проявляться в следующем:
- ребенок проявляет музыкальную отзывчивость на восприятие музыки (делает движение руками, прихлопывает, кружится, пытается подпевать, оживляется с видимым удовольствием);
- быстро узнает ранее услышанную мелодию с голоса или музыкального инструмента;
- активно подпевает, заканчивая подпевание вместе с музыкой или сразу после окончания звучания музыки;
- различает звучание детских музыкальных инструментов (бубна, погремушки, колокольчика, треугольника);
- при исполнении музыкально - ритмических движений, ритмично хлопает в ладоши, ритмично притопывает под музыку и вместе с ней заканчивает движения;
- точно интонирует в пределах 5-6 звуков;
- проявляет интерес и внимание к звучащей музыке.
В дошкольном возрасте приметами музыкальной одаренности могут быть такие проявления, как:
- любознательность и потребность к познанию мира прекрасного;
- испытывание радости от процесса познания (знакомство со звучанием новых музыкальных инструментов, новых мелодий, песен и т.д.);
- тяга к любого рода самостоятельным исследованиям (испытание своего голоса в различных регистрах: шумовом – рычание, скрежет; фальцетном – крик; свистковом – писк; издавание звуков различных тембров);
- выполнение с особым удовольствием музыкально-творческих заданий (закончить мелодию, придумать часть мелодии или мелодии с текстом);
- способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от известных (напр., высказывание пережитых впечатлений сразу после восприятия музыки; необычное изображение на рисунке впечатления от восприятия музыкального произведения);
- высокая концентрация внимания в таких видах музыкальной деятельности, как восприятие музыки, умение сосредоточится, невзирая на внешние помехи восприятия информации;
- проявление различных видов музыкальной памяти (долговременной и кратковременной, смысловой, образной, символической и др.). Для выполнения этого возможно использование различных символов, музыкальных знаков, нотной записи, музыкальной лесенки и т.д.;
- готовность отстаивать свою точку зрения даже тогда, когда она противоречит мнению окружающих. Это характеризует степень самостоятельности ребенка, его независимость, что необходимо для творческой личности;
- стремление к лидерству, которое проявляется, как правило, у дошкольников в игровой деятельности;
- склонность к соревновательной музыкальной деятельности. Это проявляется в исполнительской деятельности: пение, восприятие, узнавание музыки, Музыкально-ритмических движениях;
- наличие юмора, способность видеть смешное в самых разных ситуациях.
Таким образом, по выше предложенным приметам музыкальной одаренности, выделив музыкально – одаренных детей, музыкальный руководитель проводит с ними углубленную индивидуальную работу по музыкальному воспитанию и обучению. Очень важно не только вовремя заметить музыкально-одаренных детей, но и создать условия и всемерно способствовать развитию его способностей не только через индивидуальную работу с ним, но и через работу с семьей. Музыкальный руководитель обращает внимание родителей на природный дар их ребенка для возможного углубления работы в данном направлении в специализированном музыкальном учреждении. Тогда музыкальная одаренность ребенка может стать талантом, который будет радовать мир и всех нас. И это прекрасно. Ведь музыка, искусство – всегда с человеком.