Личностно-ориентированный подход в организации физкультурно-оздоровительной работы как фактор повышения качества дошкольного образования.
«Единственная красота,
которую я знаю, - это здоровье».
Г. Гейне
Все мы знаем, что здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем, от которой зависит качество дошкольного образования. Здоровье является одним из основных условий полноценного физического и психического развития ребёнка.
В комплексе социально-экономических факторов, воздействующих на состояние здоровья детей дошкольного возраста, важнейшими являются и условия воспитания и развития в учреждениях дошкольного образования. Дошкольное образование обеспечивает разностороннее развитие детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями, потребностями и возможностями. Следует помнить, что полная реализация ребёнком своих способностей невозможна при нарушениях физического и психического здоровья, имеющих достаточно большое распространение. По этой причине физкультурно-оздоровительная деятельность в нашем дошкольном учреждении является чрезвычайно важной и первостепенной для обеспечения здоровья детей, для из разностороннего развития, а в общем, для обеспечения качества дошкольного образования.
Традиционно для оздоровления детей в дошкольных учреждениях используется система физкультурно-оздоровительных мероприятий. Особенно необходим индивидуальный подход при организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном возрасте, когда закладываются основы здоровья. В работе нашего дошкольного учреждения обеспечение охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста всегда было приоритетным направлением. При этом важно обеспечить для каждого ребенка благоприятные условия развития с учетом особенностей состояния здоровья. Важнейшую роль в этом процессе играет организация личностно-ориентированного подхода к детям в физкультурно-оздоровительной работе. В данный период личностно-ориентированный подход считается необходимым условием решения многих педагогических задач, в том числе и в физкультурно-оздоровительной работе дошкольного учреждения.
Система физкультурно-оздоровительной работы включает следующие группы мероприятий:
-эколого-гигиенические — влажная уборка помещений; сквозное проветривание; обеспечение норм освещения и вентиляции, а также необходимого температурного режима; подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества; использование игрушек из экологически безопасного материала; применение взрослыми косметики, не вызывающей аллергии у детей; экологически чистое окружение для игр и отдыха;
-физкультурно-оздоровительные — утренняя гимнастика; физкультурные занятия; подвижные игры и упражнения на прогулке; коррегирующая гимнастика для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья; физкультминутки на занятиях; закаливание (воздушные и солнечные ванны, водные процедуры); физкультурный досуг; дни здоровья; физкультурные праздники; пешие прогулки; уроки здоровья, направленные на формирование здорового образа жизни; массаж и самомассаж; использование фитотерапии; применение ингаляций по показаниям;
-психогигиенические- психогимнастика; объявление минут тишины; использование релаксационной музыки во время засыпания; проведение тренинга на релаксацию в игровой форме.
За прошедший период можно отметить, что большинство детей имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. При анализе распределения детей по группам здоровья установлено, что наиболее многочисленной является вторая группа, к которой относятся дети, имеющие те или иные отклонения, а также длительно и часто болеющие (свыше 4 раз в год).
Личностно-ориентированный подход предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к сознательному ответственному субъекту собственного развития и воспитания. Реализуя этот подход, педагог оказывает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, выявлении и раскрытии его возможностей, становлении самосознания, самореализации и самоутверждения.
С первого дня посещения ребенком учреждения дошкольного образования медико-педагогический персонал учреждения осуществляет анализ индивидуального течения адаптации, ведутся индивидуальные листы адаптации.
Оценка течения адаптации определяется:
-по ее длительности;
-по количеству показателей, имеющих отклонение от возрастных норм;
-по глубине отклонений в поведении;
-по заболеваемости;
-по проявлению невротических реакций.
С целью распределения детей по группам здоровья с учетом имеющегося диагноза медицинские работники в нашем учреждении проводят мониторинг состояния здоровья и физического развития дошкольников. В учреждении дошкольного образования для организации физического воспитания воспитанники распределены на основную, подготовительную медицинские группы. Затем мы вместе формируем списки групп детей для проведения коррекционной и профилактической работы .Все это проводим, для того, чтобы разработать индивидуальный коррекционный маршрут по сохранению и укреплению здоровья каждого дошкольника. С этими детьми я, руководитель физвоспитания, и воспитатели групп проводим коррекционные и профилактические мероприятия с учетом индивидуальных особенностей каждого нуждающегося ребенка. За каждым ребенком оздоровительной группы ведём наблюдение.
Для осуществления личностно-ориентированного подхода в физкультурно-оздоровительной работе с детьми крайне важна информация о состоянии здоровья воспитанника, о которой мы судим по данным медицинских осмотров и анализе медицинских карт. В специально разработанную карту здоровья вносятся показатели физического развития, рекомендации медработников. Изменение диагноза или улучшение физических навыков дает возможность выяснить эффективность работы и определить дальнейшие задачи. Результаты врачебного обследования и индивидуальные назначения по вопросам общего и двигательного режима, величине физической нагрузки, методике проведения закаливающих мероприятий заносятся в карту индивидуального развития ребёнка и доводятся до сведения воспитателей групп (журнал здоровья имеется на каждой возрастной группе).
Каждый ребенок имеет свои особенности и поэтому требует к себе индивидуального подхода, но дети часто длительно болеющие, после перенесенных заболеваний, требуют особого внимания при проведении оздоровительных и образовательных мероприятий. Педагоги, работающие с детьми в этот период, могут наблюдать их большую утомляемость, бледность кожных покровов, потливость, снижение аппетита, ухудшение сна, раздражительность и др. Поэтому в нашем учреждении дошкольного образования руководитель физвоспитания, воспитатели и родители тесно взаимодействуем друг с другом. Мы стараемся регулярно знакомить родителей с организацией физкультурно-оздоровительной работы, предоставляем консультации, в «дни открытых дверей, проводим занятия в спортивном зале, физкультурной площадке. Наши родители с удовольствием принимают самое активное участие в спортивных досугах и праздниках.
В работе с детьми группы часто длительно болеющих я использую:
-щадящий режим двигательных нагрузок на начальном этапе работы по физическому воспитанию (ограничиваю или исключаю упражнения, выполняемые в быстром темпе);
-упражнения, направленные на развитие дыхательных мышц (надувание шариков, выдох в воду через трубочку и др.) ;
-общеукрепляющие и дыхательные упражнения (с озвученным выдохом и др.);
-оздоровительные игры;
-самомассаж биологически активных точек
Для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата я использую не только традиционную оздоровительную гимнастику, но и ряд нетрадиционных методик, среди которых:
-коррекционно-развивающий комплекс (в качестве здоровьесберегающих технологий, с целью укрепления опорно-двигательного аппарата, формирования правильной осанки и постановки правильного дыхания);
-оздоровительный час, с включением творческого подхода, с целью укрепления организма, развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, дающие ребенку ощущение свободы и радости (с использованием музыки разных темпов);
- веселая зарядка в стихах, загадках, на тренажере – вовлечение детей в активную деятельность, направленные на развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств детей;
- физио-гигиенические технологии в форме конкурсов, занятий по валеологии, которые помогают решить задачу осознанного отношения к здоровью и жизни;
- закаливание. Это целая система мероприятий, направленных на защиту и приспособления организма к колебаниям внешней среды.
- пластик-шоу – новый стиль работы, оказывающий колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие, где используются элементы акробатики, хореографии, ритмики, художественной гимнастики, аэробики.
- фитбол- гимнастика на больших мячах – это и коррекция осанки, и улучшение координации движений, и укрепление мышечного корсета.
Для профилактики у воспитанников плоскостопия также провожу индивидуальную работу. Основное и самое верное средство - специальная гимнастика, укрепляющая мыщцы стопы и голеностопного сустава. В сотрудничестве с медсестрой по массажу достигается хороший эффект у детей этих детей при сочетании гимнастики с массажем голени и стопы.
Помимо проведения, комплексов по профилактике и коррекции плоскостопия, дополнительно с этими детьми провожу систему упражнений (в основном это ходьба, вызывающая активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающая обменные процессы, и конечно же, укрепление мышц ног).
Особое значение в воспитании здорового ребенка уделяю развитию движений и физической культуры на занятиях. Обучение движениям осуществляю в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков. Обучая дошкольников движениям особую роль отвожу воспитанию осознанного и эмоционального отношения к движению каждого воспитанника индивидуально, к созданию мотивации, обеспечивающей целеустремленное выполнение упражнений, творческое его выполнение. При формировании двигательных навыков также учитываю индивидуальные особенности нервной системы ребенка, подбираю методические приемы, обеспечивающие индивидуальное формирование навыка, психофизических качеств.
Зная об огромном эмоциональном воздействии музыки, стараюсь активно ее использовать в процессе физического воспитания. Музыка оказывает благотворное влияние на повышение качества движения, способствует выразительности, пластичности, грациозности, красоте, четкости и координации движений.
Важной задачей физического воспитания дошкольников считаю формирование психофизических качеств ребенка: быстроты движений, силы, выносливости, гибкости, ловкости. Развитие основных психофизических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения, направленные на развитие психофизических качеств, применяю в строгой последовательности, включаю в разные формы двигательной деятельности, в том числе в самостоятельную двигательную деятельность воспитанников на прогулке
.
Качество проведения занятий, мероприятий, совместной деятельности с детьми, режимных моментов имеет оптимальный уровень. Медико-педагогические наблюдения за физкультурными занятиями показали продуманную структуризацию занятий, соответствие физической нагрузки функциональным возможностям детей при достаточно высокой общей и моторной плотности занятий. На занятиях с различными возрастными группами учитываю подбор величины необходимой физической нагрузки. Ориентация в работе на степень подвижности детей позволяет наиболее полно удовлетворить их двигательные потребности, способствовать лучшему усвоению движений и формированию высокой физической подготовленности, а также проявлению личностных качеств.
Во время организации двигательной деятельности детей стремлюсь учитывать индивидуальность каждого воспитанника, обеспечить создание условий для их физического и психологического благополучия, предупреждения травматизма, физических и эмоциональных перегрузок, приводящих к утомлению и переутомлению.
В работе использую разнообразные формы проведения физкультурных занятий: сюжетные, тематические, занятия, состоящие из подвижных игр разной интенсивности, занятия-тренировки, соревнования и другие. Все это позволяет детям проявить индивидуальность, овладевать целыми комплексами упражнений, способствующих скоростно-силовых качеств и выносливости.
В течение многих лет в учреждении функционировал кружок «Радуга» оздоровительной направленности. Результатом кружковой работы стало приобретение детьми навыков ритмики и пластики.
Личностно-ориентированный и дифференцированный подход в физкультурно-оздоровительной работе с детьми позволяет эффективно решать не только коррекционные задачи, но и профилактические. Растущий организм ребёнка живо реагирует на любые изменения, происходящие во внешней среде. При правильно организованной, целенаправленной физкультурно-оздоровительной работе, рациональном питании и использовании положительного влияния природных факторов модно добиться высочайшего развития всех функций и систем детского организма, укрепления здоровья воспитанников. А это важные составляющие качества дошкольного образования.
Список литературы:
1. «Игры, которые лечат» А.С. Галанов, Москва 2004
2. «Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста» Ю.В. Боковец, «Белый ветер» Мозырь, 2006
3. «Физическая реабилитация и укрепление здоровья дошкольников» под ред. Г.И. Нарскина,»Полымя» Минск, 2002
4. «Какая физкультура нужна дошкольнику?», М.В. Мащенко, В.А. Шишкина, «НМЦентр» Минск, 1998