Фонематический слух – основа правильной речи!
Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком.
При нарушении фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок как будто становится немного иностранцем. Он не слышит окончаний слов, парных согласных. Ему трудно повторить цепочки слогов, даже с оппозиционными звуками (та-па-ка, та-да), трудно выбрать картинки, отличающиеся одним звуком (мишка-мышка, бочка-почка).
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.
Известно, что звукобуквенный анализ основан на умении различать звуки, из которых состоит каждое слово, и соотносить их с нужными буквами. В свою очередь, звуковой состав слова воспринимается ребенком при условии правильного взаимодействия слуха, речи и двигательного анализатора. То есть ребенок должен не только правильно произносить все звуки, но и уметь их различать на слух. Получается, обучение грамоте, вопреки всеобщему мнению, начинается не в школе, а еще в дошкольном детстве.
Ещё один очень нужный навык для успешного обучения в школе – это фонематический анализ. Фонематический анализ - это разложение слова на составляющие его фонемы (звуки). И, наконец, не обойтись при обучении грамоте без навыков фонематического синтеза. Фонематический синтез – это мыслительный процесс соединения звуков в целое слово.
Родители могут помочь детям развить фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза с помощью разнообразных игр и упражнений. Вот некоторые из них.
Игры для развития слухового внимания
«Что за машина?»
Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?
«Услышь шепот».
Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?
Игры для развития фонематического слуха
1. Хлоп - топ.
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...), когда они услышат слова, с заданным звуком. Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.
2. Поймай твердый (мягкий) звук. Вы читаете слова или слоги, в которых чередуются твердые и мягкие пары звуков. Ребенок хлопает в ладоши если слышит твердый (мягкий) согласный звук:
ра - ря - ры - ри
лэ - ля - лё - ла
Лиса, лайка, рама, речка, зубы, земля.
3. Повтори, не ошибись. Попросите ребенка повторить за Вами слоговые ряды:
та - да - да па - ба - ба са - за - за ка - га - га
да - та – да ба - ба - па за - са - за га - ка - ка и т.д. .
4. Определение места звука в слове (начало, середина, конец слова). Сначала надо убедиться в том, что ребенок понимает значение этих самых слов, для чего попросите его показать начало, середину и конец строки, небольшой веревки, линейки и т.п. Затем предложите ему определить, в каком месте слова находится, например, звук Ш (начало: шум, школа; середина: мышка, мешок; конец: душ, камыш)
5. Выделение звука из начала и конца слова
Сначала учимся выделять ударный гласный звук.
- Какой первый звук в слове астра? А в словах: улица, азбука, осень, эхо, иней…
- Какой последний звук в словах: окно, метла, кенгуру, зима...
Выделение согласного звука из начала и конца слов
- Какой первый звук в словах: стол, шкаф, слон, мак, шар.
- Какой последний звук в этих же словах?
6. Пиши кружочками
Предложите ребенку записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков. Например, слово СТОЛ надо изобразить четырьмя кружочками. Диктуйте ребенку слова, а он записывает их в виде кружочков.
7. Подумай, не торопись!
-
предложите детям подобрать слово, которое начинается на последний звук слова СТУЛ;
-
придумайте слово на заданный звук (например: на звук С – в начале слова, в середине слова, в конце слова – санки, коса, нос);
-
подберите слово, в котором первый звук К, а последний – Ш (камыш, карандаш);
-
что получится, если к слогу НО прибавить один звук (нож, нос,…);
-
найди в комнате предметы, в названии которых второй звук У (бумага, бусы, буфет, Буратино, ..);
-
составь предложение, в котором все слова начинались бы со звука М (Мама моет Милу мочалкой);
-
вспомни названия птиц, в которых был бы последний звук слова СЫР (воробей, сорока, ворона,…);
-
назови мебель в твоей комнате со звуками Р, РЬ;
-
придумай кличку собаке со звуком Р;
-
игра «Цепочка» (по типу игры в «Города»). Подбираем слово на последний звук предыдущего: апельсин, нос, сок, кошка…