Пение занимает ведущее место в системе музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос. И уникальность его заключается в том, что у него не одна функция, а несколько.
Во-первых, голос является частью той энергии, жизненной силы, которая дарована каждому ребёнку.
Во-вторых, голос – это инструмент общения, можно сказать, что голос – это «озвученная душа».
И, наконец, голос может стать музыкальным инструментом.
Пение, музыкальное интонирование – явление очень не простое, и зависит оно от нескольких факторов.
Во-первых, это наличие наследственных музыкальных способностей, доставшихся ребёнку от родителей (у большинства детей наследственные способности очень скромны или их нет).
Во-вторых, это окружающая музыкально – певческая среда. Музыкальное окружение, когда в семье кто-нибудь играет или поёт, является особенно благоприятным условием развития музыкального слуха и укрепления музыкальной памяти.
Как же настроить хрупкий, тонкий музыкальный инструмент – детский голос? Как помочь ребёнку «поймать» ощущение чистого пения (координации между слухом и голосом)? Как увлечь, заинтересовать малышей исконно человеческим, «природным» видом эстетической деятельности – пением?
Именно этими проблемами мы занимаемся в детском саду, ненавязчиво, игровыми методами учим детей владеть своим голосом. Сам процесс формирования и развития певческого голоса оказывает на детей всестороннее воздействие:
- способствует развитию музыкальных способностей: мелодического метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти, и др.
- активизирует работу левого (логического) и правого (образного) полушарий мозга, что проявляется в повышении
работоспособности, улучшения настроения, активизации внимания;
- развивает и укрепляет дыхательную систему, что особенно важно в детском возрасте;
- естественным образом тренирует мышцы гортани, голосовые связки;
- расширяет диапазон голоса, а значит, речевые и певческие возможности;
- создаёт самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры.
Голосовой аппарат ребёнка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий и нежный. Голосовые связки тонкие и короткие. Поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Дети должны петь естественным звуком, без крика и напряжения. Крик, шум портят голос, притупляет слух. Вредно петь и разговаривать громко, особенно на улице в сырую холодную погоду. Нельзя пить холодную воду, есть мороженное в разгорячённом состоянии. Чипсы, шоколад и газированные напитки также плохо влияют на голосовые связки ребёнка.
Хорошая детская песня развивает и успокаивает ребёнка.
Музыкальный руководитель.