Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Речь и интеллект – две стороны одной медали

Дата: 16 ноября 2020 в 17:13
Речь и интеллект – две стороны одной медали
     Развитие интеллекта    - физическое и психическое - проходит следующие возрастные ступени: младенчество, ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский возраст, зрелость. Интеллект появляется на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом. Но он развивается у человека и совершенствуется только при непременном условии овладения речью.
      Если взрослые, окружающие ребёнка, начинают правильно учить его говорить уже с младенчества, у него развивается способность представлять, а затем и мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и эмоционально - волевая сфера.
       Наукой доказано, что без речевого общения, т.е. без социальной (общественной) среды, человеческое существо не может стать полноценным человекам. Истории известны случаи, когда в силу каких - то трагических обстоятельств дети младенческого возраста попадали в логово животных (волков, пантеры, собак) и были ими вскормлены. Когда люди обнаруживали этих детей в возрасте после трёх лет и возвращали в человеческое общество, то оказывалось, что они имели повадки вскормившего их животного и совершенно не обладали теми элементами психики, которые отличают человека от животного: у них не был сформирован мыслительный аппарат, не было высших эмоций, их невозможно было научить речи.
     Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребёнка полноценной психики и дальнейшего правильного её развития. Своевременное - значит начатое с первых же дней после рождения ребёнка; полноценное - значит достаточное по объёму языкового материала и побуждающее ребёнка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.
      Внимание к развитию речи ребёнка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
       Для функции речетворчества «таким критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребёнка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
   Взрослый обязан помнить, что речь - инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного его обучения в школе, для творческой трудовой деятельности. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.
      Об уровне развития речи свидетельствуют её правильность и связность, умение выражать мысли, богатство словарного запаса. В зависимости от этого речь может быть образной, содержательной, лаконичной или бедной, бессвязной, наблюдается речевая патология.
     Речевая патология - это нарушение важных психических функций человека. Такие нарушения в раннем возрасте характерны в двух отношениях.
      Во - первых, развитие мышления и речи есть непременное условие развития всех остальных человеческих способностей, а это в свою очередь побуждает речь к дальнейшему совершенствованию. Таким образом, получается саморегулирующееся круговое замыкание - два взаимовозбуждающих потока усиливают друг друга и регулируют процесс формирования человека. Задержка одного компонента ( мышления или речи ) может вызвать или задержку всего развития или даже его остановку. В последнем случае процесс становится необратимым - уже нельзя какой либо усиленной стимуляцией догнать упущенное время. Вероятно, существуют онтогенетически обусловленные периоды развития. Во-первых переход к последующем периоду тем труднее, чем менее полноценен по законченности предшествующий.
   Во - вторых, существует другая, противоположная тенденция развития. Онтогенетический заряд всё же настолько силен, что при самых неблагоприятных обстоятельствах он будет влиять на потенции развития. Нужно предположить, что существует резерв, которым можно воспользоваться для борьбы с недоразвитием.
       Всё начинается с познания окружающего мира. Это знание часто не фиксировано в слове, живёт в виде образов предметов, цветов и запахов, двигательных, тактильных, температурных ощущений, переживаний. Расчленение этого потока впечатлений, обозначение словом предметов, действий, качеств, количества и др. - необходимая основа последующего умственного и речевого развития.
      Мышление и речь тесно связаны. Любая мысль может быть выражена в слове, и, развивая речь, мы содействуем развитию мышления и наоборот, развивая мышление, мы опираемся на слово, обозначающее любое явление, предмет или его образ, свойства, признаки и качества, обогащающие наши знания о них. Именно с помощью речи ребёнку предстоит усвоить в школе необходимый объём знаний, и поэтому значимой предпосылкой успешного обучения является богатый словарный запас, умение свободно пересказывать и выражать свои мысли,способность аргументировать своё мнение. 
     Важными задачи развития речи в дошкольном возрасте являются, прежде всего, обогащение словарного запаса ребёнка, расширение активного словаря, устранение дефектов произношения, развитие фонематического слуха, устной речи. Безусловно, взрослый при этом должен являть для ребёнка образец правильной грамотной речи, активно побуждать его вступать в диалог, отвечать на вопросы, подводить к самостоятельным выводам. Благоприятные условия для этого предоставляет повседневная жизнь и целенаправленная работа педагогов и родителей. В повседневной жизни совсем не обязательно выбирать какое - то особое время для специальных разговоров с детьми; они могут осуществляться практически постоянно во время общения с ребёнком дома, на улице, на прогулке и т.д. Содержание разговоров - это практически всё, что ребёнок наблюдает в настоящий момент, виде, слышал ранее, то, что его интересует. Главное, что требуется от взрослого - направить внимание ребёнка не только на явные, бросающиеся в глаза внешние стороны наблюдаемых предметов и явлений, но и на скрытые свойства, их взаимосвязь. Отвечая на вопросы ребёнка, также задавайте ему вопросы, причём такие, которые требуют от него напряжения мысли, умения быть наблюдательным, делать собственные выводы. Используйте скороговорки, чистоговорки, наглядность. Но не разрешайте ему проводить много времени у телевизора. Это вредит организму ребёнка, его нервной системе, работоспособности.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.