Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Использование регионального компонента в воспитании детей дошкольного возраста.

Дата: 18 апреля 2022 в 16:52

Использование регионального компонента в воспитании детей  дошкольного возраста.

 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему. Всему человеческому.»

                                                                                             Д.С.Лихачев

За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на региональный компонент как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальным, но и духовно-нравственным, идеологическим, культурно - историческим, и другими компонентами.

Работая с детьми дошкольного возраста по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины.

 Привитие любви к своей маленькой родине, того красивейшего уголочка, где родился, вырос, получил первые жизненные уроки, начинается именно с детства. Каждый человек, в том числе и маленький гражданин, должен знать родной язык, культурное наследие своего народа, героическое прошлое своей страны, ведь это наши корни, наши истоки.

Региональный компонент в условиях учреждения дошкольного образования реализуется по следующим направлениям: создание и обновление развивающей предметно-пространственной среды; формы сотрудничества с семьей; преемственность в работе яслей-сада и школы; взаимодействие учреждения дошкольного образования с другими учреждениями.

 Реализация регионального компонента сейчас очень актуальна в учреждении дошкольного образования. Ведь мы продолжаем себя в детях. И хотим, чтобы они были лучше, совершеннее нас. В общем, мы хотим вырастить гражданина. Но высокое чувство гражданственности не рождается само по себе. Его надо пробуждать в растущем человеке и как можно раньше. Буквально с первых проблесков сознания воспитывать в ребенке любовь к родной земле, на которой он родился и живет. Формирование личности ребенка происходит с ранних лет: развиваются первые представления об окружающем мире, и, прежде всего через ознакомление с традициями «своей», родной, культурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, когда формируются интерес к культуре, национальным обычаям, традициям народов, проживающих на территории Белоруссии.

 Мы, педагоги Заширского яслей-сада в процессе воспитания стараемся включать в среду ребенка максимальное количество этно - специфических предметов, игровых средств, имеющих разное назначение. Для этого в нашем саду создана музейная комната «Белорусская хатка». В ней собраны предметы старины: предметы быта, полотенца, скатерти, посуда, одежда и др., а также проводятся различные игры, развлечения и занятия, направленные на ознакомление с региональными традициями и обрядами.

 В групповых комнатах воспитателями оформлены уголки белорусской культуры, в которых размещается, национальная символика, куклы из соломки, глиняные свистульки, альбомы о белорусских писателях и художниках, о белорусской природе, о традициях белорусского народа.  Организуя работу с воспитанниками нашего яслей-сада, мы нацеливаем её на приобщение дошкольников к национальной культуре, и формируем толерантное отношение к их носителям. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, воспитывать гордость за достижения земляков.

В руках музыкального руководителя богатый материал для формирования национальной культуры: и фольклорное творчество, и обрядовая поэзия.  Детей  дошкольного возраста легко заинтересовать, ведь они любознательны, эмоциональны, чистосердечны, сразу откликаются на что-то интересное, с детской непосредственностью принимают активное участие в фольклорных праздниках. Я считаю, что только совместными силами и усилиями воспитателей и родителей возможно воспитать достойных граждан нашей страны.

Организация народных праздников «Восеньскі кірмаш», «Калядкі», «Масленіца», «Гуканне Вясны», «Купалле» одна из традиционных форм образовательной деятельности в детском саду. Проводя такие праздники и развлечения, необходимо стремиться вызвать у детей не только радость, смех, но наряду с этим воспитывать любовь к народному творчеству, красоте родной природы, родной речи и напевов, элементами фольклора.

Через активное участие в праздниках нашего посёлка  происходит формирование чувства причастности дошкольников к своей малой  Родине.

Мероприятия  при взаимодействии с социумом: КСУП “Совхоз Коммунист”, Детская школа искусств, ГУК, ГУО “Заширская средняя школа”, «Коляда идет, сумку счастья несет», «Свята сельскай гаспадаркі», «Слава хлебу на столе»,   “Веселые музыканты”, “День победы”, “Последний звонок” и др., оставляют незабываемые впечатления о людях нашего поселка, о труде, об праздниках, о культуре односельчан.

Интересно и задушевно проводятся встречи с нашим поэтом – земляком Григорием Владимировичем Бобченком. Такие встречи запоминаются детям на всю жизнь.

Празднование Дня родного языка 21 февраля обогащает знания и словарный запас не только воспитанников, но и их родителей. Большую пользу приносят региональные подвижные игры  (“Гуси-гуси",” серый кот“,”замороженные " и др.) и хороводные игры ("слепа бабулечка”, “а мы просо сеяли”, "Никита" и др.) с художественным словом.

Чувство Родины... Оно начинается у маленького ребенка к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Малыш впервые открывает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина» именно в семье. При изучении региональных т традиций важно эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и учреждение дошкольного образования осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий.

Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить малую родину. Вся работа, проводимая нами по использованию регионального компонента, направлена на развитие у ребёнка чувства прекрасного, толерантного отношения и уважения к людям, живущим рядом. Ребёнок будет любить, и по - настоящему ценить свой край, если мы, педагоги, научим его этому.
 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.