Формы физкультурно-оздоровительной работы в учреждении дошкольного образования
Решение задач физической культуры возможно при использовании разных форм физкультурно-оздоровительной работы: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки и динамические паузы между занятиями статического характера, подвижные и спортивные игры, самостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых (физкультурные досуги и развлечения, праздники, дни здоровья, простейший туризм).
Ежедневно во всех возрастных группах организовываются такие формы физического воспитания детей как:
- утренняя гимнастика в зале или на воздухе в зависимости от сезона;
- разнообразные подвижные игры в течение всего дня;
- закаливающие процедуры.
В соответствии с учебным планом дошкольного учреждения проходят
занятия по физической культуре (групповые и подгрупповые). Дни здоровья, физкультурные праздники и досуги, туристические походы проходят в соответствии с планом активного отдыха.
По мере необходимости организуется индивидуальная работа, что позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение дня, рационально распределить интеллектуальную нагрузку дошкольников.
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима. Утренняя гимнастика – система специально подобранных упражнений, направленных на укрепление крупных групп мышц и оздоровление организма. Повышая жизненный тонус организма, утренняя гимнастика создает благоприятные условия для дальнейшей деятельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплинированности, выдержки.
Ежедневно утреннюю гимнастику проводит руководитель физического воспитания, а в случае его отсутствия - воспитатель. Утренняя гимнастика проходит с музыкальным сопровождением. Неизменным успехом у детей пользуется утренняя гимнастика от сказочных героев, когда дети выполняют упражнения под музыку в соответствии с текстовым сопровождением. Также эта гимнастика используется в процессе организации динамических пауз между занятиями.
Основу утренней гимнастики составляет комплекс общеразвивающих упражнений, включающий 6-8 упражнений и предусматривающий повторение каждого из них 6-8 раз. Количество упражнений и повторов зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей.
Подбирая комплексы утренней гимнастики руководитель физического воспитания обращает внимание, на то, чтобы они были направлены на различные мышечные группы: плечевой пояс, ноги, стопы, боковые мышцы туловища и мышцы спины, мышцы брюшного пресса.
При проведении утренней гимнастики в помещении строго соблюдаются гигиенические правила. Дети занимаются в облегченной одежде, не стесняющей движения и дыхание, в спортивной обуви. Утренняя гимнастика в группах раннего и младшего дошкольного возраста проходит в игровой форме, подбираются сюжетные комплексы либо упражнения имитационного характера.
Основной формой обучения ребенка движениям и развития физических качеств являются физкультурные занятия, проводимые согласно учебного плана учреждении дошкольного образования. Физкультурное занятие как основная форма работы по физическому воспитанию решает целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Физкультурное занятие состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной. Вводная – решает психологическую задачу: организовать, активизировать внимание, вызвать интерес, создать бодрое настроение. В нее входят строевые упражнения, различные виды ходьбы, упражнения и игры на внимание. Основная - в ней формируются двигательные навыки, развиваются физические качества. В нее входят основные движения, игры большой подвижности, игры-эстафеты. Заключительная – ее назначение снизить физическую нагрузку, спокойное состояние ребенка, сохранить бодрое настроение, подвести итоги занятия. В нее входят – ходьба, бег в среднем темпе, подвижные игры спокойного характера.
В учреждении дошкольного образования организуются разные типы занятий: вводные, ознакомительные, смешанные, физкультурно-познавательные, однако предпочтение отдаётся учебно-тренировочным занятиям, на которых обеспечивается наиболее высокая моторная плотность.
В связи с тем, что наше учреждении дошкольного образования посещают дети ЧДБ и стоящие на диспансерном учёте, руководитель физического воспитания при организации физкультурных занятий осуществляют индивидуальный подход с учётом их диагнозов.
Выбор способа организации детей на занятии (индивидуальный, групповой, поточный, фронтальный, метод круговой тренировки) руководитель физического воспитания осуществляет в зависимости от формы организации занятия (подгруппа или группа) и задач, решаемых на занятии.
С целью обеспечения достаточной общей и моторной плотности занятия руководитель физического воспитания должен заранее подготовить место для занятий физическими упражнениями, проверить надёжность и прочность физкультурного оборудования, подобрать инвентарь, правильно его разместить. Перед занятиями проследить, чтобы помещение было проветрено и произведена влажная уборка.
Индивидуальная работа - она направлена на обучение детей, отстающих в усвоении физических упражнений, активизацию малоподвижных, улучшение физического развития ослабленных детей.
Индивидуальная работа с детьми по физической культуре не менее важна в двигательном режиме дня. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям мы должны не только предлагать ребенку правильно выполнять упражнение, например, по его образцу, но и постараться вызвать интерес к задаче.
Организация активного отдыха доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физической культуры. В нашем учреждении дошкольного образования организуются физкультурные досуги и развлечения, прогулки - походы на спортивные объекты, туристические походы.
Для физкультурных досугов выбираются упражнения, освоенные детьми на физкультурных занятиях, в которых можно состязаться в ловкости, быстроте, смекалке, находчивости, сообразительности; включаются подвижные игры, аттракционы, эстафеты.
Особенно интересно проходят спортивные мероприятия с участием родителей. На таких соревнованиях обязательно присутствуют веселье, радость. Складываются хорошие дружеские доброжелательные отношения между детьми и взрослыми, у детей между собой.
День здоровья – это такая форма активного отдыха детей, когда отменяются все виды занятий, режим дня наполняется разными играми, упражнениями, развлечениями, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе. Когда день здоровья проходит в нашем учреждении дошкольного образования, то его активными участниками становятся все субъекты образовательного процесса: дети, родители, педагоги и другие сотрудники.
Использование элементарных форм туризма в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста, с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках физкультурно-оздоровительной работы яслей-сада, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия учреждении дошкольного образования с родительской общественностью.
Оригинальный подход к проведению мероприятия позволил воспитанникам почувствовать себя настоящими туристами, обогатил их знания, которые пригодятся им в дальнейших походах и прогулках.